x
 
Сергей Плохотнюк
12 июля 2013

Здравствуйте.

Недавно случилась такая история: откликнулся на заказ на фрилансе по поводу разработки дизайна приложения для Виндоусфона 8. Меня устроили условия клиента, а его — моё предложение. А вот дальше мы друг друга не поняли. У нас состоялся диалог, приведённый выше.

После этого диалога общение закончилось, но остался небольшой осадок: может я был не совсем прав?



Вы потеряли клиента и пытаетесь разобраться, где именно проблема в переписке. А проблема переписки в том, что в ней невозможно разобраться. Непонятно ни что хотел заказчик, ни что вы пытались ему предложить.

Вести переговоры письменно, а тем более в чате — большая ошибка. Вам надо было встретиться или позвонить клиенту и задать ему вопросы. Тогда вы бы управляли разговором и сдерживали эмоции.

Возьмём для примера вашу фразу:

«Именно, я занимаюсь дизайном. Моя задача — достичь тех целей, которые нужны клиенту».

Звучит грубо. Вы говорите о заказчике в третьем лице и тоном, словно объясняете дураку прописную истину, которую он никак не может понять. Сомневаюсь, что в живом разговоре вы бы позволили себе такое.


P. S.
Это был пятничный совет по переговорам и отношениям с клиентом. Присылайте примеры переписки с клиентами и коллегами и свои вопросы.
P. P. S.

Я веду практический курс «Переговоры и отношения с клиентами». Дата следующего курса пока неизвестна.

 
Мы напишем вам, когда будет открыта запись. Без спама.

Поделиться
Отправить

Комментарии

Михаил Мееров
12 июля 2013

Продумывание содержания и задач приложения как раз в компетенции дизайнера. Неясному содержанию внешний вид никак не поможет.

Павел Малинников
12 июля 2013

Разве дизайн — не проектирование?

Загляните с словарь:

Design — a plan or drawing produced to show the look and function or workings of a building, garment, or other object before it is built or made.

К сожалению, полно людей, которые называют дизайном только графическое оформление.

Максим Кучер
12 июля 2013

Фраза заказчика «Ну ты же дизайнер — придумай» всегда ставила меня в тупик. И не всегда получалось ответить достойно. Как правило, говоря такое, клиент сам не знает и не понимает, что ему надо.

Дмитрий Сержантов
12 июля 2013

Типичный пример, когда заказчику нужно было сказать что-то вроде: «Хорошо, мы подумаем, как и что лучше нарисовать, и вышлем вам в виде ТЗ на согласование».

Думаю, в данной ситуации именно этого клиент и ждал.

Анатолий Юдов
12 июля 2013

Строго говоря, клиент не должен уметь отвечать на вопросы: «какая информация должна быть на главной странице». Что он должен, так это чётко знать и понимать, зачем вообще ему мобильное приложение, чего он от него ждёт, и как он рассчитывает оно будет приносить ему пользу.

Вам следовало вывести его на эти вопросы, получить ответы и после этого спрашивать про главную страницу. Если ответа нет (а его нет), тогда ваша очередь предлагать решения. За это клиент и платит деньги — за решение, которое ему нужно.

Просто у некоторых это решение уже нарисовано в голове, и их постановка более чёткая и конкретная, а у некоторых его нет совсем, и с такими клиентами может быть как проще, так и сложнее.

Андрей Бушмакин
12 июля 2013

Я не вижу здесь большой проблемы. Достаточно было спросить какие цели сейчас преследует заказчик. Вовсе не обязательно создавать громоздкое ТЗ, благо клиент упомянул, что приложение является портом существующего сайта на мобильное устройство. Смею предположить, что, возможно, настроение у обеих сторон было не самым удачным, в таком случае рекомендую брать паузу и возвращаться к переговорам подготовленным морально и физически.

В итоге, диалог мог превратиться в нечто такое:
— Добрый день, Сергей. Вы готовы приступить к дизайну главного экрана мобильного приложения?
— Да, конечно. Но у меня есть несколько вопросов касательно контентной части и цели приложения. Я буду рад обсудить их с вами в письменном или устном варианте, как будет удобно.
— Отлично, составьте список вопросов и высылайте его на мой ящик.
— Хорошо, вышлю письмо в течение часа.

Алексей Мельников
12 июля 2013

Андрей, по-моему обещать что-то сделать в течение часа — не очень хорошая идея. У клиента может сложиться впечатление, что, во-первых, вам тут вообще заняться нечем и вы сидите без работы и, во-вторых, он встанет перед дилемой: либо его проблема слишком незначительна (а это обидно, ведь ему она таковой не кажется), либо вы халтурщик.

Лучше закончить обещанием прислать все завтра к полудню.

Иван Титов
12 июля 2013

Однажды я делал русскую версию зарубежного сайта-визитки. Все рабочие моменты были согласованы с заказчиком, однако ближе к концу я услышал, что «в сайте нет фишки» (не было её и на зарубежной версии). После осторожного выяснения отношений оказалось, что у заказчика особая психология: он ожидает от дизайнера какого-то чуда, причём в обязательном порядке.

Мы попытались разобрать проект по частям и понять, где или на каком этапе можно что-то эдакое добавить, но это ни к чему не привело: «ты дизайнер, ты работал несколько дней и должен был что-то придумать». Отношения мы прекратили по обоюдному согласию, предоплату он назад не потребовал.

На мой взгляд, приятнее те проекты, в которых заказчик в деталях понимает, что получил именно то, что ему нужно. Такие проекты нередко продолжаются, дорабатываются.

А проекты с угаданным «чудом» и мечущимся заказчиком — это разовый заработок.

Александр Дебкалюк
12 июля 2013

Дизайнеры бывают широкого и узкого профиля. Озвучьте заказчику, какой масти вы дизайнер и чётко укажите, что вам нужно, чтобы приступить к работе, посоветуйте человека, который поможет заказчику составить то же ТЗ и вообще поможет общаться и сотрудничать с вами, если вы только часть механизма проектирования и дизайна продукта.

Дизайнер широкого профиля не боится проектов, которые пришли в сыром виде или даже в виде идеи. Он владеет техниками и навыками того, как выудить из заказчика, конкурентов, рынка, целевой аудитории всё необходимое и предложить хорошее решение.

В этом конкретном случае от вас, скорее всего, ожидали, что вы проанализируете сайт, разложите на компоненты, и пересоберете в виде нового приложения, сохранив все возможности текущего сервиса. Называется это мероприятие «портированием».

Андрей Щербатых
15 июля 2013

Всё гораздо проще. Вы говорили, видимо, о разных вещах, когда обсуждали дизайн. Чтобы этого избежать, нужно либо задавать побольше конкретизирующих вопросов, либо сразу выдавать ваше видение определения слова дизайн.

Уже на моменте описания этого вот результата выявились бы разногласия. А чего дальше с ними делать, с этими разногласиями,— уже ваше дело. Можно послать заказчика, можно перевыставить прайс и т. д.

Кстати, странно, что этого не произошло на момент составления вами заявки. Вы пишете, что «меня устроили условия клиента, а его — моё предложение». А что там было в вашем предложении?

Сергей Плохотнюк
21 июля 2013

Спасибо за совет и комментарии.

Дело в том, что изначально бюджет составлял порядка 10 000 рублей. Я сбросил цену до 7 500 — это устроило заказчика. В публикации заказчика было чётко описано, что есть сайт, и в его стилистике необходимо создать дизайн приложения под Виндоусфон 8 — и это устраивало меня.

Для того, чтобы я мог создать дизайн приложения, мне необходимо понимать, как оно работает, какая последовательность действий должна происходить и, конечно же, какой контент содержит. Ведь весь магазин в том виде, в котором он есть сейчас, не перенести в приложение, и большую часть информации необходимо выкинуть.

Я считаю, что всё это должен знать и представлять себе клиент. Ведь это его бизнес, и он понимает в нём намного больше меня. Я могу лишь посоветовать, почему интерфейс или расположение элементов должно выглядеть так, а не иначе.

И есть ещё один момент. За 10 000 рублей проанализировать сайт, продумать принцип работы приложения, нарисовать его и заполнить контентом — думаю, мало кто согласился бы.

Поэтому я и задал первый вопрос: «Что должен содержать первый экран?» А дальше…


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Где продать готовый дизайн, можно ли дизайнеру стать аналитиком и когда писать клиентам письма-догоняйки Заказчики показали почти готовые иллюстрации дизайнерам из другого отдела Заказчик присылает правки по макету, а я считаю, что они всё испортят :-( Клиент: «Ой я так занят! Как только смогу, так и пришлю»




Недавно всплыло

1 Невозможно собрать портфолио 1 3 1