x
 
Арсений Максимов
5 января 2016
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Какие есть виды обозначения остановок, пересадок, линий и их номеров в транспортных схемах? В чём их различие и в каких случаях использовать те или иные?

Часть третья


Линии обозначают линиями:


Главная характеристика линии — цвет.

В метро линий обычно не так много, чтобы держать в голове однозначную связь цвет-маршрут. Поэтому цвета имеют особое значение и выходят за пределы схемы. В Москве из-за неудачных официальных названий люди называют линии именно по цвету.

Поэтому для выбора цвета я предлагаю принцип «одним словом». Когда в Москве появилась Бутовская линия, на схеме уже были Арбатско-Покровская — синяя; Филёвская — голубая; Каховская — бирюзовая. Новой линии дали бледно-голубоватый цвет, в одно слово не назовёшь. На своих схемах я тогда использовал для неё свободный однословный розовый.

Официальный цвет Бутовской линии
Розовый

Любопытно, что большинство метрополитенов избегают чёрного цвета: его нет ни в Москве, ни в Париже, ни в Нью-Йорке, ни в Барселоне. С точки зрения идентифицируемости он идеален, но помешает печатать схему на чёрном фоне.

Когда на уровне названия цвет определён, конкретный оттенок хорошо выбирать с учётом проблем дальтоников. Самые распространённые виды дальтонизма связаны с плохим различением красного и зелёного. При протанопии разница между ними полностью пропадает:

Обычное зрение
Дейтераномалия
Протанопия
Дейтеронопия

Если скорректировать цвета, обычный человек не расстроится, а дальтонику будет легче:

Обычное зрение
Дейтераномалия
Протанопия
Дейтеронопия

Для протонопии и дейтеронопии, наиболее суровых из распространённых видов дальтонизма, в Иллюстраторе есть цветовые профили (View → Proof Setup → Color blindness). Но после печати цвета нужно проверить глазами живых дальтоников — возможно, потребуется более точная коррекция.

Подбирать цвета стоит глядя на саму схему, а не на легенду — если одинаковыми окажутся цвета непересекающихся линий, это не так страшно.

Уличного транспорта обычно слишком много, чтобы идентифицировать каждый маршрут по цвету. Если цветовое кодирование маршрутов вообще используется, в городе неизбежно появляются маршруты очень близких цветов.

Кроме того, многие маршруты имеют существенные общие участки, поэтому линии почти всегда идут пучками:

Схема челябинских трамваев


Поэтому важно подобрать такие цвета и порядок линий в пучке, чтобы внутри пучка они хорошо различались:

Линии сливаются
Линии отличаются

Высший пилотаж — подобрать цвета такими, чтобы даже для дальтоников контраст в пучках сохранялся.

Если для города удалось подобрать хорошую палитру, цвета со схемы можно использовать и в аншлагах. Тогда пассажиры на остановке смогут узнавать приближающийся автобус или трамвай издалека.

Когда подобрать удачные цвета не удаётся, приходится добавлять между линиями прожилки, что сразу портит ощущение от схемы. Локальным схемам лондонских автобусов нужно выдерживать сотни маршрутов, которые ещё и порой меняются, поэтому приходится использовать «железобетонное» решение:

Локальные схемы лондонских автобусов


Для крупного города с сотнями наземных маршрутов спроектировать полную схему так, чтобы каждый маршрут изображался собственной линией — слишком сложно. И, кажется, результат будет нечитаемой кашей комически толстых пучков.

На традиционных схемах уличного транспорта маршруты вообще не кодируются цветами. Все линии изображают одним цветом, а маршруты перечисляют рядом:



Схема ночных автобусов центрального лондона

В Будапеште цвета закреплены за видами уличного транспорта. И в жизни, и на схеме трамваи — жёлтые, автобусы — голубые, троллейбусы — красные (см. тонкие линии; толстые — это метро):



Карта транспорта Будапешта

Следить глазом за маршрутами на таких схемах — пытка.

Решением в таком случае может быть нью-йоркский вариант Майкла Херца, когда одним цветом обозначаются родственные маршруты.

На схеме уличного транспорта:

О нью-йоркской схеме

Наземный транспорт в Щукине (фрагмент). Дизайнер — Илья Бирман. Проект на паузе


Так пучки получаются компактными, а общий цвет имеют не так много маршрутов, чтобы это мешало за ними следить (100 253 253к; 105 800; 60 60к).

Продолжение

P. S. Я веду практический курс «Навигация в общественных местах». Дата следующего курса пока неизвестна.

 
Мы напишем вам, когда будет открыта запись. Без спама.

Поделиться
Отправить

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

1




Недавно всплыло

1 Почему дизайнер должен уметь писать текст? 8 Правдивость 4 Какие законы для текста, который будет восприниматься только на слух? 1