В прошлой части я говорила об одном из способов приобретения веб‑шрифтов — разовой покупке. Сегодня я расскажу о плюсах и минусах бесплатной лицензии.

Даже бесплатные лицензии могут быть разными в зависимости от компании. На примере Гугль‑шрифтов я расскажу о двух самых распространённых — «ОФЛ» (OFL) — Open Font License, т. е. «Открытая Шрифтовая Лицензия») и «Апаче» (Apache License 2.0).

Лицензия «ОФЛ» изначально создавалась специально для шрифтов. Такая лицензия есть у большинства Гугль‑шрифтов. Например, у шрифтового семейства «ПТ» или «Лато».

С такой лицензией шрифты можно свободно скачивать, использовать в вебе и в печати, передавать третьим лицам. Шрифты нельзя продавать сами по себе, но можно их встраивать в программы.

Например, вы придумали приложение‑органайзер. Вы можете встроить в него «ПТ Санс» для заголовков, «ПТ Сериф» для основного текста и «ПТ Моно» для таблиц. Вы можете продавать программу вместе с этими шрифтами. При этом у вашей программы может быть любая другая лицензия.

Шрифты с такой лицензией также можно модифицировать. Например, вам нужен глиф «Рубль» в шрифте «Лато». Благодаря открытой лицензии вы можете вставить нужный глиф в шрифт, не спрашивая ни у кого разрешения. Однако при любом изменении шрифту нужно дать другое имя. Это нужно, чтобы при открытии панели шрифтов в программах не возникало путаницы между оригиналом и изменённой версией. Также можно сослаться на оригинал отдельно, в информации внутри шрифта или ссылкой на сайте.

Лицензия «Апаче» создавалась для софта в целом. Поэтому такую лицензию можно увидеть не только у шрифтов, но и у программ: например, у «Апаче ОпенОфис». В Гугль‑шрифтах такая лицензия есть, например, у шрифтов «Робото», «Опен Санс» или «Ното».

Шрифты с такой лицензией тоже можно свободно использовать и модифицировать. Но в отличие от лицензии «ОФЛ» модифицированные версии можно продавать сами по себе. Например, вы сделали свой шрифт на основе шрифта «Робото». Вы можете его продавать под своей лицензией, однако вы должны дать ссылку на оригинал и на изначальную лицензию.

Минусы шрифтов с бесплатными лицензиями я уже озвучивала в совете о платных и бесплатных шрифтах. Такие лицензии максимально простые по сравнению с платными — используй где угодно и сколько угодно. Поэтому эти шрифты могут использовать все, в том числе крупные компании, которым проще не заморачиваться с платной лицензией для всех сотрудников. Это неизбежно приводит к однообразию типографики на сайтах и в печатной продукции.

Если для вашей задачи уникальность не важна, то такой вариант подходит. Но если вам нужно выделиться среди остальных, шрифт может сыграть важную роль. В таком случае я советую смотреть на платные шрифты.

В следующем совете я расскажу о платных подписках на библиотеки шрифтов.

P. S. Это был субботний совет о шрифте в дизайне. Хотите знать всё о выборе шрифтов для проекта, о подборе шрифтовых пар, о каллиграфии, летеринге и создании собственных шрифтов? Присылайте вопросы.

Шрифт в дизайне
Отправить
Поделиться
Запинить

Рекомендуем другие советы