Илья Бирман |
Создание транспортной схемы — нетиповая задача на представление информации. В транспортных системах существуют сложности: неочевидные пересадки, особые расписания у некоторых маршрутов, односторонние остановки, хитрая система оплаты. Нужно показать всё это, но так, чтобы никто не заметил, что там сложно, и все всё поняли. Человеку, который никогда не занимался транспортными схемами, часто кажется, что задачу можно решить алгоритмически. Есть ограниченное число элементов, понятные логические связи, набор требований к углам и цветам — естественно предположить, что оптимальную конфигурацию может найти машина. Пока такое никому не удалось. В реальной работе над схемой всегда находится много поводов сделать исключение. В одном из советов я рассказывал о том, почему пенёк одной из Смоленских на моей схеме меньше, чем все другие пеньки. Компьютер не смог бы сам до такого додуматься. А вот пример исключения на лондонской схеме: |
Зелёная Дистрикт и жёлтая Кольцевая линии идут по одним рельсам. К платформе поочерёдно подходят поезда двух линий. Выходит, что пересесть можно на любой из общих станций. Но станции не обозначены как пересадочные, чтобы не увеличивать шум — просто линии нарисованы «склеенными». Если С другой стороны, синяя линия Пиккадилли проходит в своём отдельном тоннеле, и её станции нарисованы с отступом. На станции « А теперь посмотрим на другую часть схемы, где параллельно проходят серая Джубели и фиолетовая Метрополитен: |
Физически эти линии здесь тоже идут вместе. Но на схеме они не склеены, потому что у них разные остановки. Их специально оторвали, чтобы было видно, что пеньки относятся только к серой линии. Никто из пассажиров никогда в жизни не обратит внимание на такую «непоследовательность» в обозначениях, потому что она была внесена как раз для устранения двусмысленности. Конечно, в принципе и эту логику можно сделать частью алгоритма, но проблема в том, что никогда не знаешь, какая штука вылезет в следующей схеме и потребует собственного исключения из правил. |