Школа
Переговоры

Вы всё время учите задавать открытые вопросы. Я не понимаю, почему это так важно

Илья!

Вы всё время учите задавать открытые вопросы. Я не понимаю, почему это так важно. Ну то есть понятно, что клиент отвечает — и это хорошо. Но нормальный клиент и на закрытые вопросы отвечает. Да и даже вообще без вопросов тоже: типа «расскажите о вашей задаче» — и он расскажет.

Чего я не понимаю?

Гавриил
11 авг 2017
👁 4401   🗩3
Переговоры

Вы всё время учите задавать открытые вопросы. Я не понимаю, почему это так важно

Илья!

Вы всё время учите задавать открытые вопросы. Я не понимаю, почему это так важно. Ну то есть понятно, что клиент отвечает — и это хорошо. Но нормальный клиент и на закрытые вопросы отвечает. Да и даже вообще без вопросов тоже: типа «расскажите о вашей задаче» — и он расскажет.

Чего я не понимаю?

Гавриил
11 авг 2017
👁 4401   🗩3
Илья Синельников
Предприниматель, стартапер, преподаватель
Полезно
 4
4
Непонятно
  
Войдите в Бюросферу, чтобы голосовать

Да и вообще без слов можно, иногда достаточно выразительного взгляда :‑)

Главная задача переговорщика — понять, что думает собеседник. Открытые вопросы — самый надёжный способ этого добиться.

Напомню, что открытые вопросы — это вопросы, которые начинаются с вопросительного слова и требуют развёрнутого ответа.

Закрытые вопросы

Мы можем так сделать?

Есть какие‑то проблемы, которые вам мешают?

У вас найдётся время на встречу?

Это для вас слишком дорого, да?

Вам не понравился мой дизайн?

Вам не кажется, что стоит привлечь к проекту Льва Михайиловича?

Открытые вопросы

Как лучше сделать?

Что вам мешает?

Когда вам удобно встретиться?

Почему вы сомневаетесь?

Кого нам стоит привлечь к проекту?

С закрытыми вопросами вы всегда рискуете нарваться на односложный ответ или начать додумывать за клиента, вкладывая в вопрос свои мысли.

Опасайтесь также псевдооткрытых вопросов. Это вопросы, которые по форме маскируются под открытые, но по смыслу не подталкивают к развёрнутому ответу.

  • — Насколько вам важна эта функция?
    — Очень важна!

  • — Как это вы так придумали??
    — Ну вот так вот ¯\_(ツ)_/¯

Часто первая встреча похожа на интервью. Вы задаёте вопросы, клиент отвечает. Чем больше вы слушаете, тем лучше. У клиента сложится впечатление, что вы умны, внимательны, обстоятельны и заинтересованы. У вас меньше шансов сболтнуть лишнее.

Чтобы ничего не забыть и не перепутать — записывайте ответы клиента в тетрадку. У этого приёма есть дополнительный бонус — пока вы записываете, вы не перебиваете клиента.

Но не стоит превращаться в параноика и думать, что если вы задали закрытый вопрос, то это конец света. Иногда достаточно вовремя хмыкнуть с правильной интонацией, чтобы направить разговор в нужное русло.

Но, пожалуй, главное, почему я всем настоятельно советую всегда задавать открытые вопросы, — формирование привычки.

Если вы приучите себя использовать открытые вопросы вместо закрытых, то сами не заметите, как улучшится качество общения не только с клиентами, но и с коллегами, друзьями, родственниками. Открытый вопрос — это «я слушаю, мне важно ваше мнение». Закрытый вопрос — «я говорю, мне важно самому высказаться». Это настройка мозга на правильную волну. Даже механическое задавание открытых вопросов в начале поможет сформироваться правильному настрою.

Когда будет уместно задать закрытый вопрос, вы и так это сделаете, не беспокойтесь. А вот использовать открытые вопросы надо тренироваться. К сожалению, мало кто умеет это делать.

P. S. Это был пятничный совет по переговорам и отношениям с клиентом. Присылайте вопросы.

Взаимоотношения с клиентом
Полезно
 4
4
Непонятно
  
Войдите в Бюросферу, чтобы голосовать
Отправить
Поделиться
Поделиться
Запинить
Твитнуть

Комментарии

Проблема в том, что многие люди на открытые вопросы отвечают «Не знаю». И это фраза — как непробиваемая стена.

«Какие у вас есть пожелания к дизайну?» — «Не знаю. Но мне не нравится» — «Что именно?» — «Не знаю» — «Как лучше сделать?» — «Не знаю» ¯_(ツ)_/¯

Елисей Кадол

Ольга, в вашей ситуации я спрашиваю: «Что вам нравится?» Если ответ: «Не знаю», то перехожу к конкретным экранам.

Выработка навыка открытых вопросов даёт побочный эффект — вопрошающий меняет своё мышление. Упорядочивает, присматривается к логическим цепям, проясняет путь к цели. Умнеет.

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна, веб-разработки, переговоров, редактуры и управления.
Комментарии модерируются. Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры.

Рекомендуем другие советы