В прошлом совете я писала, что лучше делить шрифты не на «хорошие» и «плохие», а на подходящие к конкретной задаче и нет.
Но если использовать только такой подход, шрифты Германа Цапфа и Васи Иванова с факультета дизайна будут равноценны при выборе. Это, конечно, некорректно: Герман Цапф потратил всю жизнь на каллиграфию и создание шрифтов, а Вася Иванов прочитал «Живую типографику» и попробовал создать свой первый шрифт.
Поэтому в этом совете я начну рассказать о понятии «качество», применимом к шрифту.
У качества всегда есть определённые критерии, вне зависимости от сферы деятельности. Первый критерий качества шрифта — это взаимосвязь шрифта с каллиграфией, её преемственность.
Преемственность каллиграфии
Буквы в таком виде, в котором они есть сейчас, прошли долгий путь и постоянно эволюционировали. Однако начало всегда одно — это письмо, каллиграфия.
Европейская, ближневосточная и азиатская письменности сильно отличаются друг от друга. Дело в долгом историческом процессе, инструментах письма и традициях.
Европейская традиция — письмо ширококонечным пером под углом в 30—45°, а с 17—18 века в моду входит и остроконечное перо:
Ближневосточная традиция — направление письма справа налево, условный угол пера — 90°:
Азиатская традиция — письмо сверху вниз, круглая кисть:
Каллиграфия и её более чем двухтысячелетняя история определяют современный рисунок и пластику знаков. Логика каллиграфии считывается даже в шрифте, совсем не похожем на рукописный.
Делать шрифт, не зная каллиграфию хотя бы на базовом уровне, — значит, рисковать считываемостью форм. Если для акцидентного шрифта это может быть теоретически небольшой риск, то в шрифте для текстового набора удобочитаемость — один из самых важных факторов. Шрифт с неестественными формами будет резать глаз. Тексты, набранные таким шрифтом, будет тяжело читать — соответственно, свою задачу шрифт не решит.
Необязательно быть шрифтовиком или дизайнером, чтобы это почувствовать. Достаточно увидеть исковерканные знаки:
В то же время знание каллиграфии позволяет нарушать правила или брать «чужие»:
Шрифтовик — не каллиграф, но чтобы создавать качественные шрифты, он должен чувствовать каллиграфические формы и знать исторические предпосылки.
В следующем совете я расскажу про следующие критерии качества шрифта: считываемость и пропорции знаков.
P. S. Это был субботний совет о шрифте в дизайне. Хотите знать всё о выборе шрифтов для проекта, о подборе шрифтовых пар, о каллиграфии, летеринге и создании собственных шрифтов? Присылайте вопросы.