Аня Данилова |
В прошлом совете я рассказывала о связи шрифта с каллиграфией. В этом совете я расскажу об удобочитаемости шрифта. Удобочитаемость — базовый критерий качества шрифта. Если шрифт нужен, чтобы передавать информацию невербально, то он должен считываться читателем без проблем. У разных шрифтов разная степень удобочитаемости: акцидентные шрифты считываются хорошо тогда, когда ими набраны небольшие тексты, выносы, фактоиды, вывески и так далее. Текстовые же шрифты созданы в первую очередь для того, чтобы их было удобно считывать в больших текстах: книгах, журналах, газетах. Удобочитаемость сильно зависит от кегля. Чтобы повысить удобочитаемость, шрифтовики часто указывают, для какого кегля оптимален тот или иной шрифт. Часто у шрифта есть начертания Дисплей для больших кеглей, Текст для условно текстовых кеглей, Кэпшн для мелких подписей и так далее. Например, шрифт «Федра Сериф» компании Тайпотек делится на два типа: «Федра А» для мелких кеглей и плохого разрешения и «Федра Б» для кеглей побольше. Чтобы шрифт хорошо читался в мелких кеглях, «Федра А» имеет большое очко, уменьшенные выносные знаки, чтобы можно было набирать плотный текст с небольшим интерлиньяжем, и средний контраст. У «Федры Б» контраст больше, а выносные знаки длиннее. Также в шрифтовом суперсемействе «Федра» есть дисплейные, акцидентные начертания:Если рисунок шрифта продуман изначально для определённых кеглей, он будет хорошо работать именно в указанных размерах. Стоит всегда смотреть в информации о шрифте, на какой диапазон размеров предназначен шрифт или начертание. Однако и в акциденции текстовые шрифты могут работать. Но не наоборот. Значение удобочитаемости кажется очевидным, но на деле дизайнеры Бывают ситуации, когда удобочитаемость не важна для задачи. Но такие ситуации — это всегда акцидентные шрифты с той или иной целью: добиться определённого образа или «поиграться» с буквами. Однако степень удобочитаемости часто относительна. Например, в Германии на протяжении нескольких сотен лет использовалась Фрактура при наборе книг: Мне кажется, Фрактура прижилась в книгах Но относительность восприятия не значит, что критерий удобочитаемости не важен. Проблемы при наборе текста начинаются там, где глаз обращает внимание не на текст, а на шрифт. Поэтому принцип прост: если ваш глаз не цепляется за детали и легко скользит по тексту, а мозг получает информацию из текста, то у такого шрифта высокая удобочитаемость. Чтобы не промахнуться с выбором шрифта, стоит прочитать, для каких кеглей предназначен тот или иной шрифт. Чаще всего такой информации достаточно. Но в моменты сомнений я призываю полагаться на собственное ощущение комфорта при считывании. |