Аня Данилова |
В прошлом совете я рассказывала об удобочитаемости шрифта. В этом совете я расскажу о различимости. Эти два термина — readability и legibility, —
часто упоминаются вместе в англоязычных источниках, однако не заменяют друг друга.
РазличимостьРазличимость — это то, насколько легко и быстро распознаются глазом разные графемы. Понятно, что в шрифте разные графемы должны отличаться друг от друга. В простых ситуациях с этим может и не быть проблем. Есть много исследований на тему различимости. Например, одно из них пытается раскрыть, по каким именно частям глаз распознаёт ту или иную букву: Тем не менее различимость, как и удобочитаемость, далеко не единственные факторы при выборе шрифта. Если вёрстка плохая, то и «хороший» шрифт вряд ли поможет. |
Однако важность различимости знаков возрастает в ситуациях, когда, например, надо сделать навигацию торгового центра или аэропорта. Быстрая считываемость — главная задача шрифта и иконок в навигации. Чтобы пользователь смог прочитать нужную табличку быстро и на расстоянии, в навигационных шрифтах чаще всего открытые формы, большое очко и апроши. Иначе буквы будет сложно различить: |
Различимость знаков также очень важна тогда, когда мы делаем работу для определённой аудитории: для детей, для пожилых людей с проблемами зрения, для людей с дислексией и так далее. Здесь сложности могут возникнуть даже там, где их не ожидаешь: Даже для людей без проблем со зрением сочетания знаков в некоторых шрифтах могут быть сложными в распознавании: Различимость, как и удобочитаемость, относительна. Всё зависит от задачи, вёрстки, используемых знаков и так далее. Если нужно сделать логотип с опасным сочетанием букв, например Illustration, не стоит брать шрифт, в котором первые три буквы будут одинаковыми палками. Если шрифт кажется тесным в наборе навигации, можно попробовать немного увеличить разрядку в строчных (но делать это нужно очень аккуратно). Отсутствие различимости — это крайность, и тогда часто получается смешной результат: Добиться различимости в шрифте — сложная задача. С одной стороны, шрифт — это ритм из знаков, подчиняющихся единой системе. С другой стороны, каждый знак должен заметно отличаться от другого. В некачественном шрифте может быть выполнено одно из этих правил, в качественном будут оба. В следующем совете я расскажу о кириллице в шрифтах. |
|