Уровни осознанности дизайнеров

Чтобы понять, как ориентироваться в системе, приведу примеры.

Уровни осознанности дизайнеров

Прогресс фотографа

Ребёнок. Фотографии на мыльницу дома у ковра, солнце на ладони. Фотоконтент для «Одноклассников».

Ксерокс. Фотки красивых пейзажей на говнозеркалку, «пластиковые» фотки цветов и бабочек, ретроавтомобилей на итальянских улочках и всевозможных штампов. Большая часть Инстаграма.

Задира. Фотография свадеб, репортажное фото, клипарты, съёмка товаров для каталогов и блюд для меню кафе. Любые фотографии за деньги, где предсказуемый чёткий результат стоит выше творчества.

Учитель. Фотографии в крутые глянцевые и фешн‑журналы, фотография для качественной рекламы. Уважаем в профессиональном сообществе, вероятно, имеет учеников или способен обучить.

Художник. Звезда. Может взять мыльницу и сфоткать фешн на фоне ковра или натюрморт на закате. Ничего не объясняет — не может.

Портфолио дизайнера

Ребёнок. Фотографии поделок в фотоальбоме.

Ксерокс. У портфолио обязательно есть дизайн и стиль, которые мешают воспринимать работы. Может быть, это всё ещё как‑то усложнённо подано, напечатано на супер‑картоне или нестандартном формате. Интуитивно дизайнер чувствует, что работы слабые и разношёрстные. Выход — замаскировать их оформлением портфолио. Показывает все варианты логотипов, а не финальный, потому что сам не уверен, какой лучший. Смешивает в кучу скетчи с хорошо продуманными проектами. Это не плохо, это характерно.

Задира. В портфолио всё аккуратно по полочкам, и, главное, очень много объяснительных текстов, обязательно о том, как эффективно прошла реклама, как много он сделал для этого клиента, обязательно список клиентов, награды и грамоты, даже по незначительным поводам. Картинки часто маленького размера, типа не в картинках же дело, главное — бизнес, сервис. Нужно доказать успешность и утвердить себя как профи.

Учитель. Чистые картинки в минималистичной подаче. Если текст появляется, то понемногу и сообщает о сверхцелях. Рассказывает о том, как это важно для человечества. Показывает только лучшие или характерные для себя работы.

Художник. Обычно не нуждается в портфолио, потому что все и так знают, что он делает. Ему некогда что‑то доказывать и объяснять. Но если портфолио есть, оно похоже на портфолио Учителя, разве совсем без текста.

Можно понять уровень дизайнера, буквально глядя на чистоту работы, чем чище — тем выше уровень. Чем элегантнее ходы, тем выше уровень. Напомню, элегантность — это минимум движений и максимум результата.

От Ребёнка чистоты движений ждать не будем. Ксерокс усидчив и не знает, когда остановиться,— генерирует много лишних мелочей, особенно это заметно в работах иллюстраторов, когда всё очень текстурное, пыль и гранж. Добрая половина пользователей Дриббла — Ксероксы. В рекламе грязь, это макеты, в которые умудрились впихнуть сразу несколько слоганов и визуальных шуток.

Работы Задиры уже почище, но он пока боится высказываться до конца лаконично, чтобы не быть непонятым — это же бизнес. С другой стороны, он, возможно, думает, что стал крутым благодаря трудолюбию и усидчивости, и всё ещё пытается, по старинке, углубиться в излишества.

Учитель твёрдо стоит на профи‑ногах, выражается чисто, понятно и легко.

Художник пользуется инструментами и ходами всех уровней, его работа может быть визуально грязной, но у вас язык не повернётся так о ней сказать, эта грязь будет уместна и элегантна.

Существуют человеческие черты характера и образа жизни, по которым можно понять, на каком уровне находится дизайнер.

У Ребёнка полностью отсутствуют профессиональные ориентиры, в нём есть только потенция стать профи, некоторые зачатки. Чтобы Ребёнку стать Ксероксом, надо потакать его творческим наклонностям.

Ксерокс обидчив (не понимает — злится), имеет кучу всякого дизайнерского фетиша и тотема, курит, пьёт, не следит за здоровьем, ну короче, выпускник школы — студент. Углубляется в детали, усидчив. Важно, чтобы его взяли поиграть в эту игру. Сообщество, офис, корпоративы — для них.

Задира любит роскошь. У него должно быть лучше всех, так он понимает, что всё в порядке. Парится, как выглядит на встрече с заказчиком, на чём приехал, как выглядит его девушка, в каком месте проходит встреча. Очень любит троллить обидчивых Ксероксов, и вообще троллить. Не сидит на месте. На подрыве. В глазах огонь.

Учителя волнует его статус в обществе, поэтому он делает поступки «со следами» и учит. Догадывается, что крутой, но не на 100% уверен, поэтому ищет подтверждения крутости извне, делает заметные вещи и объясняет их в таком свете, чтобы было понятно, что не хухры мухры. И прав.

Художник. Отмороженый, по мнению остальных, человек. Бывает сложно понять его поступки. Если у него вообще есть какой‑то вопрос к сообществу, то: «Почему это я крутой, а никто не восхищается?», потому что он уверен в себе на 100% и не понимает, почему он ещё что‑то должен доказывать.

За выходные глянув в пару мест, я понял, что действующими лицами дизайнерской кухни являются только три центральных уровня. Нижний — зародыш и никак не влияет, а высший — дауншифтер, который вышел из системы, но действует и влияет на неё своим примером, не указывая прямо и не являясь обязательной частью системы. Он вообще может быть мёртвым, легендой.

Каждый уровень стремится на следующий и не видит через уровень, поэтому схлопывает все уровни над собой в один, не понимая различия. Ребёнок хочет уметь рисовать, как Ксерокс, и не подозревает, что на этом можно делать какой‑то бизнес. Думает: «ну вот, буду дизайнером, когда вырасту». Ксерокс хочет, так же как Задира, ловко зарабатывать и быть активным, но не понимает ценностей Учителя и Художника — ему это кажется мутью. Задира хочет быть таким же уважаемым и влиятельным как Учитель, а Художников понимает как эксцентричных Учителей. Учитель восхищается летательными свойствами Художника и не догадывается, что став Художником, ты выпадаешь из бизнеса в том виде, как ты его знал раньше, и этого не вернуть.

Теперь введу в игру ещё один нюанс, который завершит систему, поможет привести примеры личностей и организаций, объяснит, как применить систему к себе и быть красавчиком на любом уровне. В следующую среду, конечно же.

Путь дизайнераС чего начать
Отправить
Поделиться
Запинить

Рекомендуем другие советы