x
 
Игорь Сильвестров
13 мая 2017
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Добрый день. Вопрос Ане Даниловой. Вы писали: «В одном из следующих советов я расскажу о том, как покупать шрифты так, чтобы все были довольны».

Пожалуйста, расскажите, как правильно купить шрифт, чтобы его можно было без проблем использовать на упаковке продукта.


Игорь!

Перед тем, как купить шрифт, стоит понять, какая его вер­сия нужна в задаче и кто этим шриф­том будет пользоваться.

Так как вы напи­сали об упа­ковке, сего­дняш­ний совет будет о шриф­тах с десктоп‑лицензией.

Деск­топ‑лицен­зия поз­во­ляет уста­но­вить шрифт в фор­мате ОТФ или ТТФ на ком­пью­тер и поль­зо­ваться им в уста­нов­лен­ных про­грам­мах. Такая лицен­зия под­хо­дит для дизайна печат­ной про­дук­ции: доку­менты, книги, жур­налы, бан­неры, афиши и про­чее. Встав­лять такой шрифт на сайт нельзя, для этого нужно при­об­ре­сти спе­ци­аль­ную лицен­зию на веб‑шрифт.

Деск­топ‑шрифт, как пра­вило, можно вос­про­из­во­дить на любых носи­те­лях, но только в скрив­лён­ном или рас­три­ро­ван­ном виде. Это зна­чит, что тре­тьим лицам нельзя иметь доступ к шриф­то­вому файлу и его редактированию.

Шрифт — такая же про­грамма, как Фото­шоп, Ворд или Дро­п­бокс. Если вы дела­ете работу в Фото­шопе, вы не отда­ёте её заказ­чику вме­сте с про­грам­мой Адобе. Если заказ­чику нужно смот­реть работу именно в Фото­шопе, у него должна быть своя лицен­зия на эту программу.

Шрифт — такой же инстру­мент, как дрель. Если вы вызо­вете мастера, чтобы при­кре­пить полки, мастер сде­лает работу, но по её окон­ча­нии не оста­вит дрель у вас дома. Если вы наду­ма­ете вешать полки сами каж­дую неделю, вы купите себе дрель.

Резуль­тат работы дре­лью — при­креп­лён­ная полочка. Резуль­тат работы с шриф­том — гото­вый дизайн со скрив­лён­ными гли­фами

Чтобы пони­мать общий прин­цип работы лицен­зий шриф­тов, можно запом­нить пра­вило — для каж­дого ком­пью­тера, на кото­ром уста­нов­лен шрифт, должна быть лицензия.

Раз­бе­рём на примерах.

Допу­стим, вы фри­лан­сер и дела­ете дизайн упа­ковки для ком­па­нии. От вас тре­бу­ется отдать гото­вый файл в печать. В таком слу­чае проще всего зало­жить сто­и­мость шрифта в оплату своих услуг, купить шрифт и отпра­вить гото­вую работу. В работе шрифт дол­жен быть в кри­вых. Лицен­зия будет вашей навсе­гда, и этим шриф­том вы смо­жете поль­зо­ваться в дру­гих проектах.

Если вы отда­дите работу в фор­мате ПДФ или ИДМЛ вме­сте с нескрив­лён­ным шриф­том, вы нару­шите закон, потому что по факту вы пере­да­дите свою лицен­зию тре­тьим лицам. Давать заказ­чику пополь­зо­ваться куп­лен­ным вами шриф­том, чтобы «про­сто посмот­реть», тоже незаконно.

Допу­стим, вы арт‑дирек­тор в ком­па­нии, кото­рая зани­ма­ется дизай­ном упа­ко­вок. Если у вас три дизай­нера, и работа пере­хо­дит из рук в руки на раз­ных эта­пах, вам недо­ста­точно лицен­зии на один ком­пью­тер и одного поль­зо­ва­теля. Лицен­зию нужно будет поку­пать на всех дизай­не­ров, рабо­та­ю­щих со шрифтом.

Чтобы не нару­шать закон, опре­де­лите, сколь­ким людям в про­екте нужно рабо­тать с шриф­то­вым фай­лом, и поку­пайте его в нуж­ном коли­че­стве лицензий.

Допу­стим, вы дизай­нер в ком­па­нии и скоро соби­ра­е­тесь уволь­няться. Вы сами для себя поку­пали шрифты и дер­жали их на своём ком­пью­тере. В таком слу­чае по уходу из ком­па­нии вы должны уда­лить шрифты с рабо­чего ком­пью­тера, так как лицен­зия куп­лена на ваше имя. Это ваши инстру­менты, и вы должны их забрать с собой. Если шрифты поку­па­лись ком­па­нией на сотруд­ни­ков, то нао­бо­рот, вы не име­ете права хра­нить у себя эти шрифты после увольнения.

Когда вы опре­де­ли­тесь с коли­че­ством поль­зо­ва­те­лей, стоит озна­ко­миться с содер­жа­нием лицен­зии. Все любят нажи­мать на кнопку «При­ни­маю усло­вия», не читая. Но со шриф­тами так делать не стоит, потому что усло­вия исполь­зо­ва­ния шриф­тов могут быть мак­си­мально разными.

Напри­мер, если вы хотите сде­лать лого­тип опре­де­лён­ным шриф­том, вам нужно изу­чить лицен­зию. У неко­то­рых ком­па­ний деск­топ‑лицен­зия не поз­во­ляет созда­вать лого­типы куп­лен­ным шриф­том. Напри­мер, у Пара­тайпа есть две раз­ные лицен­зии: деск­топ‑лицен­зия и лицен­зия на исполь­зо­ва­ние шрифта в лого­типе. У них раз­ные усло­вия и раз­ная стоимость.

Помимо покупки шрифта можно под­пи­саться на шриф­то­вые ката­логи. За еже­ме­сяч­ную оплату вы можете сво­бодно рабо­тать с пред­ло­жен­ными шриф­тами «в облаке». Такой тип шриф­тов предот­вра­щает неза­кон­ное исполь­зо­ва­ние — ваш ком­пью­тер видит шрифт через син­хро­ни­за­цию с под­пис­кой, и вы не смо­жете пере­дать файл дру­гим людям, потому что файла как тако­вого у вас нет. Если пре­кра­тить пла­тить за под­писку, шрифты исче­зают из компьютера.

Если у вас есть под­писка на ката­лог шриф­тов, озна­комь­тесь с лицен­зией именно этой под­писки. Напри­мер, под­писка на Тайп­кит поз­во­ляет поль­зо­ваться шриф­тами раз­ных ком­па­ний с раз­ными лицен­зи­ями, но объ­еди­няет их одной про­стой лицен­зией Тайпкита.

Таким обра­зом, имея под­писку на Тайп­кит, вы можете легально исполь­зо­вать любые предо­став­лен­ные в ней деск­топ‑шрифты. Вы даже можете исполь­зо­вать шрифты Пара­тайпа для лого­ти­пов, потому что в лицен­зии Тайп­кита эти дей­ствия допустимы.

Чтобы исполь­зо­вать шрифты легально, все­гда читайте лицен­зии. Если у вас есть какие‑то вопросы или сомне­ния по поводу опре­де­лён­ной лицен­зии, я сове­тую писать непо­сред­ственно шриф­то­вой компании.

Нет ничего страш­ного в том, чтобы уточ­нить, что вы можете делать с инстру­мен­том, а что нет. Страш­нее исполь­зо­вать шрифт неле­гально — вы рис­ку­ете подо­рвать репу­та­цию ком­па­нии и даже полу­чить повестку в суд.

В сле­ду­ю­щем совете я рас­скажу о лицен­зиях на веб‑шрифты.


Поделиться
Отправить

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Какую лицензию нужно покупать, чтобы использовать шрифт в стикерпаке для Телеграма? 1




Недавно всплыло

2 Хочу научиться сторителлингу 2 Хочу научиться сторителлингу 12 Как в бюро верстают электронные письма и рассылки. Третья часть: рассылки Школы и Издательства бюро 1