Михаил Нозик |
Константин! Я предлагаю забить на математику. Дело в том, что в типографике слишком много нюансов и переменных, чтобы получилось придумать некую универсальную формулу на все случаи жизни. Друг на друга влияют кегль, интерлиньяж, шрифт, ширина колонки, цвет текста и фона, взаимное расположение элементов, наличие иллюстраций, плашки, визуальное настроение и много других вещей — всего не учесть. Давайте я продемонстрирую проблему на Однажды Имо пошёл на рыбалку, но моря не было. Вообще ничего не было, кроме Имо. Тогда он плюнул на ладони и потёр одну о другую, и сделался шар, состоящий из моря. Потом Имо сделал несколько рыб, но они были ленивые и глупые. Тогда он взял души дельфинов, ведь дельфины хотя бы умели говорить, и смешал их с глиной, и помял в ладонях, и придал им форму, и они стали людьми. Вердана, 15 п. / 20 п.
Вроде бы всё хорошо. Текст достаточно крупный, строки не слипаются и не выглядят слишком длинными по отношению к выбранному кеглю. А теперь заменим Вердану на Бюросанс, не трогая кегль и интерлиньяж: Однажды Имо пошёл на рыбалку, но моря не было. Вообще ничего не было, кроме Имо. Тогда он плюнул на ладони и потёр одну о другую, и сделался шар, состоящий из моря. Потом Имо сделал несколько рыб, но они были ленивые и глупые. Тогда он взял души дельфинов, ведь дельфины хотя бы умели говорить, и смешал их с глиной, и помял в ладонях, и придал им форму, и они стали людьми. Бюросанс, 15 п. / 20 п.
Строчные буквы в Бюросансе значительно меньше, чем в Вердане, и поэтому текст стал гораздо мельче. Теперь его тяжело читать, а строки кажутся слишком длинными. Увеличим кегль на пару пунктов: Однажды Имо пошёл на рыбалку, но моря не было. Вообще ничего не было, кроме Имо. Тогда он плюнул на ладони и потёр одну о другую, и сделался шар, состоящий из моря. Потом Имо сделал несколько рыб, но они были ленивые и глупые. Тогда он взял души дельфинов, ведь дельфины хотя бы умели говорить, и смешал их с глиной, и помял в ладонях, и придал им форму, и они стали людьми. Бюросанс, 17 п. / 20 п.
Стало лучше, но всё ещё мелковато. Такой кегль в Бюросансе хорошо подойдёт для подписей, но основной текст хочет быть крупнее. Увеличим кегль ещё: Однажды Имо пошёл на рыбалку, но моря не было. Вообще ничего не было, кроме Имо. Тогда он плюнул на ладони и потёр одну о другую, и сделался шар, состоящий из моря. Потом Имо сделал несколько рыб, но они были ленивые и глупые. Тогда он взял души дельфинов, ведь дельфины хотя бы умели говорить, и смешал их с глиной, и помял в ладонях, и придал им форму, и они стали людьми. Бюросанс, 20 п. / 20 п.
Теперь кегль достаточно большой для комфортного чтения. Но в отличие от Верданы у Бюросанса довольно длинные выносные элементы, а ещё с увеличением кегля сильно выросла толщина штрихов букв. При таком маленьком интерлиньяже строки слипаются, читать очень тяжело. Увеличим его: Однажды Имо пошёл на рыбалку, но моря не было. Вообще ничего не было, кроме Имо. Тогда он плюнул на ладони и потёр одну о другую, и сделался шар, состоящий из моря. Потом Имо сделал несколько рыб, но они были ленивые и глупые. Тогда он взял души дельфинов, ведь дельфины хотя бы умели говорить, и смешал их с глиной, и помял в ладонях, и придал им форму, и они стали людьми. Бюросанс, 20 п. / 27 п.
Теперь хорошо. Итого: после простой замены одного шрифта на другой нам пришлось изменить и кегль, и интерлиньяж. А шрифтов тысячи. А теперь давайте уменьшим ширину колонки: Однажды Имо пошёл на рыбалку, но моря не было. Вообще ничего не было, кроме Имо. Тогда он плюнул на ладони и потёр одну о другую, и сделался шар, состоящий из моря. Потом Имо сделал несколько рыб, но они были ленивые и глупые. Тогда он взял души дельфинов, ведь дельфины хотя бы умели говорить, и смешал их с глиной, и помял в ладонях, и придал им форму, и они стали людьми. Бюросанс, 20 п. / 27 п.
Текстовый блок снова стал уродливым. Такой широкой колонке не нужен такой большой интерлиньяж, он только ухудшает читаемость текста. Уменьшим интерлиньяж: Однажды Имо пошёл на рыбалку, но моря не было. Вообще ничего не было, кроме Имо. Тогда он плюнул на ладони и потёр одну о другую, и сделался шар, состоящий из моря. Потом Имо сделал несколько рыб, но они были ленивые и глупые. Тогда он взял души дельфинов, ведь дельфины хотя бы умели говорить, и смешал их с глиной, и помял в ладонях, и придал им форму, и они стали людьми. Бюросанс, 20 п. / 24 п.
Стало гораздо лучше, но недостаточно хорошо. Дело в том, что этот кегль в принципе великоват для такой ширины колонки и такого количества текста (ага, количество текста тоже имеет значение). Если уменьшить и кегль, и интерлиньяж, то станет хорошо: Однажды Имо пошёл на рыбалку, но моря не было. Вообще ничего не было, кроме Имо. Тогда он плюнул на ладони и потёр одну о другую, и сделался шар, состоящий из моря. Потом Имо сделал несколько рыб, но они были ленивые и глупые. Тогда он взял души дельфинов, ведь дельфины хотя бы умели говорить, и смешал их с глиной, и помял в ладонях, и придал им форму, и они стали людьми. Бюросанс, 16 п. / 18 п.
Само собой, это уже не основной текст, а После простого изменения ширины колонки нам опять пришлось менять кегль с интерлиньяжем. А ведь колонка может быть любой ширины. Давайте ещё посмотрим, как всё это работает для заголовков. Наберём заголовок по тем же правилам, что и основной текст — интерлиньяж примерно в 1,2 раза больше кегля: |
Народ, или Бюросанс, 72 п. / 90 п.
|
Сюрприз! Интерлиньяж кажется огромным, заголовок разваливается. |
Народ, или Бюросанс, 72 п. / 72 п.
|
Интерлиньяж с кеглем теперь равны, заголовок выглядит хорошо. А теперь давайте вспомним, что когда интерлиньяж с кеглем были равны в основном тексте, то получалось паршиво. То есть получается, что на соотношение кегля и интерлиньяжа влияет ещё и сам кегль, и количество строк. Выходит, надо и это Напоследок давайте изменим шрифт заголовка, не трогая остальное: |
Народ, или Гельветика, 72 п. / 72 п.
|
Теперь кажется, что строки заголовка слиплись. Хочется слегка увеличить интерлиньяж: |
Народ, или Гельветика, 72 п. / 81 п.
|
Мне понятно желание изобрести способ всё это рассчитывать, но я не уверен, что это возможно. Поэтому вместо математики я предлагаю несколько простых правил без цифр. Это базовое правило, знание которого избавляет от необходимости запоминать кучу других законов. Например, пробелы между словами должны быть меньше, чем межстрочный просвет. А тот должен быть меньше, чем отступ между абзацами. А отступ между абзацами должен быть меньше, чем отступ от краёв формата до текста. И так далее. Попробуйте проследить, как это правило сработало для моих примеров выше. Макет должен быть нарезан на прямоугольные модули Модули не должны пересекаться и налезать друг на друга. Они должны иметь прямоугольную форму, согласовываться друг с другом по ширине и высоте и составлять вместе общий прямоугольник страницы или экрана. Необязательно полностью заполнять модули информацией — главное, чтобы прямоугольники читались. Якорные объекты — в углы или центр модуля Якорные объекты — это самые заметные элементы: иллюстрации, заголовки, фактоиды, пиктограммы. Якорные объекты должны тяготеть к углам своего модуля или располагаться в его визуальном центре. А ещё вот несколько рекомендаций с цифрами:
Это не истина в последней инстанции, а всего лишь набор проверенных временем правил и значений. С них можно начинать и от них можно сознательно отступать, если это нужно для выразительности, создания настроения или по Напоследок несколько советов по теме: Приглашаю уважаемых советчиков поделиться своими наблюдениями. А вдруг |
P. S. Это был совет по средам о вёрстке и типографике в вебе. Хотите знать всё об интерлиньяжах, полях, отступах, кеглях, выравниваниях и модульных сетках? Присылайте вопросы. |