Критиковать — стоит. Критика помогает улучшить работу, исправить ошибки и сделать более совершенный продукт. Словами классика, критика — это комплимент.

Стоит ли это делать публично — вопрос отношений и ожиданий. Если это ваш коллега или работодатель, лучше обратиться с критикой лично — так человеку легче исправиться и сохранить лицо. Если же у вас нет отношений, можно критиковать публично.

Другой аспект отношений — правила вашей компании. У нас, например, есть кодекс бюрошника, и там о критике сказано так:

  • Бюрошник не оценивает публично работу коллег в компаниях конкурентов. Исключения — открытое признание чужих заслуг, профессиональные рецензии по просьбе авторов, закрытые образовательные дискуссии.

Это значит, что бюрошнику не стоит писать в фейсбуке что‑то вроде «Фу, какой ужасный новый сайт Васи Иванова, кернинг слетел, фотографии мыльные, текст плохой». Но, например, бюрошник может предложить новую схему метро, хотя у старой тоже есть дизайнер.

Есть вопрос качества и содержания критики:

  • Бывает обывательская критика: «Фу, слоган плохой», «Мне не нравится», «Могли бы и получше сделать» — это, конечно, ерунда. Она никому не вредит, но и пользы от неё никакой. Её можно смело пропускать мимо ушей, потому что чаще всего это критика для самоутверждения.

  • Есть критика без понимания полезного действия. Например, кто‑то увидел рекламу «Ютэйра» с убитыми российскими панельными домами и решил, что эти образы неприемлемы в рекламе. И давай критиковать: это плохая реклама, не попали в инсайт, креатив не тот, эмоция неправильная. Это та же критика для самоутверждения, только прикрытая профессиональным жаргоном.

  • А бывает, что люди понимают задачу, видят ошибки и могут компетентно предложить более удачное решение. Это золото.

Если кто‑то обиделся на публичную критику — это нестрашно. Всем не угодишь — и не нужно.

Есть ещё проблема, что по‑настоящему глубоким, востребованным и занятым людям некогда заниматься качественной критикой чужой работы. И получается, как в песне Бориса Борисовича: «Говорящий не знает, а знающий не говорит».

Текст, редактура и информационный стильФормат: текст
Отправить
Поделиться
Запинить

Рекомендуем другие советы