x
 
Ярослав Мирошник
28 октября 2018
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Здравствуйте. Я свадебный фотограф.

Иногда клиенты спрашивают исходники фотографий, которые я отдавать не люблю.
Посмотрите, пожалуйста, звучит ли такое объяснение «в мире клиента»?

«На тему исходников всех фото — я их не отдаю. Объясню почему. Причин несколько:

1) Вы получаете готовый продукт из отобранных и обработанных фотографий. Исходники фотографий — это так же, как остатки продуктов, из которых готовили блюдо в ресторане, или остатки досок, из которых вам делали мебель. Это всего лишь первоначальный материал для работы, но это не есть часть конечного результата, который можно отдавать. Это как ткань, из которой шьется одежда.

2) Исходники портят впечатление и могут вас расстроить. Да, смотреть на кривые лица, полуприкрытые глаза, неудачные ракурсы себя и гостей — зачем это нужно? В лучшем случае, это просто лишнее и вы их пролистаете, а в худшем испортите мнение о себе и своей фотогеничности. Вы любите смотреть свои неудачные фото? Лично я совсем нет)

3) В исходниках нет ничего нового. Да, там абсолютно те же фото, но необработанные и чуть хуже. Менее резкие, в расфокусе, или с закрытыми глазами и в менее удачном ракурсе. Поэтому вы думаете, что найдете там какие-то еще удачные кадры, но поверьте мне, нет. Я уже потратил очень много часов, тщательно отбирая самые удачные снимки — ничего лучше там в правду нет. Проверено.»

Есть еще такие причины:

В исходниках куча плохих кадров и мне будет стыдно, если эти снимки где-то появятся. Даже если их просто увидит кто-то из друзей или родственников.

Отдать все исходники занимает не так мало времени и сил.

По договору я отдаю только готовые отобранные JPEG с обработкой, но не исходники всех фото.

Но эти причины я не упоминаю, так как они о моих проблемах, а не о клиенте.
Правильно ли я делаю? Может стоило бы еще что-либо добавить?


Ваши аргу­менты — это ответ на вопрос «Почему вы не отда­ете исход­ники?». Но вопрос чита­теля на самом деле не в этом, он про­сто так его фор­му­ли­рует. Зачем чита­телю на самом деле ваши исходники?

Подо­зре­ваю, что чита­тель боится, что вы отбе­рете мало фото­гра­фий и на них не будет нуж­ных людей или ярких момен­тов. Я бы это осве­тил без оправданий:

Сколько будет фото­гра­фий За один вечер свадьбы я делаю примерно полторы‑две тысячи фотографий объёмом на 20 ГБ. После съёмок я отбраковываю неудачные: с закрытыми глазами, неудачным светом, повторные и размытые. Оставшиеся удачные я обрабатываю и отдаю вам. В итоге вы получите 200⁠—250 обработанных фотографий: на них будут все гости и все яркие моменты свадьбы в удачных ракурсах и в хорошем качестве. Если вы проводили коллективные фотосессии, у вас будет достаточно фотографий, чтобы отправить каждому гостю.

Что если читатель всё ещё не убеждён и боится, что какие‑то фотографии он не получит? Не надо щёлкать его по носу и говорить, что он дурак, мол, это всё опилки и колбасные обрезки. Подумайте, как сделать ему шаг навстречу, не сильно навредив себе. Я пофантазирую:

Если вам важно увидеть все фотографии с вами (в том числе неудачные), я вышлю вам все необработанные кадры, на которых вы присутствуете, но попрошу вас нигде их не публиковать. Это полезно, если вы хотите изучить своё поведение на публике, как вы выглядите со стороны или насколько вам идёт одежда. Я не высылаю необработанные фотографии ваших гостей.

Если вам захочется получить больше фотографий из какого‑то эпизода свадьбы (например, разрезания торта), я подготовлю дополнительный пакет обработанных фотографий. Стоимость дополнительной обработки — 300 рублей за фотографию.

Если вы захотите потренироваться в ретуши самостоятельно, я бесплатно пришлю вам 10 исходных изображений по вашему выбору.

В вашем тексте сейчас чувствуется попытка обучить неграмотного читателя: «Что ж ты, дубина, не ценишь мой труд и не доверяешь мне? Неужели ты хочешь все эти обрезки?». Но читателю, по идее, наплевать на ваш труд и ваши обрезки. Он чего‑то боится — надо ему помочь. А вы его жизни учите.

Текст и редактура — дисциплина Школы редакторов. Набор открыт до 12 августа или пока есть свободные места.
 

Поделиться
Отправить

Комментарии

Алексей Башук
28 октября 2018

А что, если здесь изначально дело не в тексте, а в отношении к заказчику?

У автора в тексте изначально нет одной главной причины, по которой он отказывается отдать исходники. В тексте собрана кучка маленьких причин, каждая из которых по отдельности слабо аргументирует отказ. Возникает ощущение, что автор чего-то не договаривает и есть другие причины не отдавать исходники, но их он почему-то не называет.

Может быть стоит просто взять и отдать исходники вместо того, чтобы придумывать, как убедительнее оправдаться?

Несколько раз сталкивался с историями, когда фотограф отказывался давать исходники, и ни один из таких фотографов не смог внятно объяснить свой отказ. Мне было неприятно, возникало ощущение, что я заплатил человеку за работу, а он не дает мне результаты оплаченной работы и даже не считает нужным нормально объяснить почему.

Почему вы на самом деле не хотите отдавать исходники?

Максим Шанаев
28 октября 2018

За кадром оставлен вопрос доверия клиента к фотографу. Вполне вероятно, что клиент не уверен, что фотограф отберёт именно лучшие фотографии. Поэтому и хочет увидеть всё, что было снято.

Критерии оценки у клиента и фотографа разные, там где фотограф смотрит на свет, цвет, композицию, клиент будет смотреть на родинку, которая должна быть скрыта или иные субъективные факторы.

Не стоит не доверять клиенту, покажите все фотографии и совместными усилиями выберите лучшие. Ну а для портфолио отбирайте снимки на свой вкус.

Ярослав Мирошник
13 ноября 2018

Максим, спасибо за ответ. Да, страх вы определили верно. Но речь всё-таки о том, что количество фотографий зафиксировано в договоре: за 8 часов не менее 400 штук. И все гости и яркие моменты на снимках есть. Плюс фотографий всегда отдается с небольшим запасом. Почему клиент просит исходники после получения итогового результата?
Мне кажется, что по причине «а вдруг там удалили кадр, который фотографу показался плохим, а мне классным?». Соответственно, как правильно отказать?
Например, если клиент попросит бюро отдать все исходники процесса создания его логотипа или сайта? Все полноразмерные макеты изначальных страниц, PSD, векторы предварительных вариантов логотипа итп?
Аргументирует тем, что он заплатил денег, это делалось ради него и это вполне может ему пригодиться. А еще, вдруг вы пропустили какую-то интересную идею в процессе, и он хотел бы увидеть и узнать всё.
Что бы вы ответили? Или для вас это норма, вы всё отдаете без каких-либо проблем?


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Почему люди прочитают вашу статью 2 Неужели редактору плевать, сколько человек прочитает его материал? Нужно ли писать века римскими цифрами? 2 Если писать только для своих, то идея распространяется слабо 2




Недавно всплыло

2 Как в бюро верстают электронные письма и рассылки. Третья часть: рассылки Школы и Издательства бюро 1 2 2