x
 
Валентина Чибичик
18 ноября 2018
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Подскажите, пожалуйста, насколько возможен такой заголовок в этом материале?

Герою материала заголовок «Веган в погонах» не понравился, по его мнению, он придаёт негативный подтекст из-за схожести с выражением «Оборотень в погонах». Ещё он сетует на неправильную формулировку «веган», поскольку он вегетарианец и ест пищу животного происхождения.

Авторы заголовка руководствовались такими критериями, как яркость, запоминаемость и узнаваемость.

Насколько заголовок получился информативным и достоверным?


Валентина!

Заго­ло­вок полу­чился недо­сто­вер­ным и неин­фор­ма­тив­ным. Мате­риал рас­ска­зы­вает исто­рии троих людей, а по заго­ловку кажется, что он о пита­нии воен­но­слу­жа­щих. И герой прав, нега­тив­ный отте­нок тоже есть. Если вам нужен мно­го­обе­ща­ю­щий заго­ло­вок, назо­вите ста­тью «Три исто­рии, кото­рые убе­дят перейти на здо­ро­вый образ жизни». Это вра­ньё, и я не исполь­зую такие заго­ловки, они обе­щают то, что не кон­тро­ли­руют, но если задача пере­дать суть и при­влечь чита­те­лей, можно попробовать.

Заго­ло­вок — силь­ный инстру­мент в борьбе за вни­ма­ние. От него и от кар­тинки зави­сит, клик­нут ли на мате­риал в ленте Фейс­бука или Яндексе‑дзене, поэтому меди­а­ме­не­джеры при­зы­вают делать заго­ло­вок мак­си­мально скан­даль­ным и про­во­ка­ци­он­ным. Но я сове­тую быть с этим осто­рож­нее, потому что заго­ловки вли­яют на репу­та­цию изда­ния. Чита­тель клик­нет на скан­даль­ный заго­ло­вок один раз, вто­рой, тре­тий, но если в самом мате­ри­але нет ничего скан­даль­ного, разо­ча­ру­ется и больше не при­дёт. Изда­ние будут счи­тать жёл­тым, оно поте­ряет дове­рие аудитории.

По моему опыту, заго­ло­вок вырас­тает из мате­ри­ала. Если вы пишете инструк­цию о смене системы нало­го­об­ло­же­ния, вряд ли у вас полу­чится скан­даль­ный заго­ло­вок. Тогда надо брать чест­но­стью и поль­зой: «Как перейти с упро­щёнки на общую систему нало­го­об­ло­же­ния». На такой мате­риал клик­нет чита­тель, кото­рому нужна именно эта тема. А если назвать ста­тью «Бух­гал­теры в шоке от вашей само­сто­я­тель­но­сти», чита­тели будут искать вол­шеб­ную пилюлю, но не най­дут и разо­ча­ру­ются. И нао­бо­рот, огнен­ная исто­рия о кон­ди­тер­ском биз­несе сама даёт инте­рес­ную мысль для заго­ловка. Поэтому если не полу­ча­ется при­ду­мать захва­ты­ва­ю­щий заго­ло­вок, воз­можно, он либо неуме­стен, либо сам мате­риал слабый.

Я про­тив обмана чита­те­лей в заго­лов­ках. Допу­стим, у нас интер­вью с соб­ствен­ни­ком сер­вис­ного цен­тра, где ремон­ти­руют айфоны. И соб­ствен­ник рас­ска­зы­вает, как мастера про­во­дят махи­на­ции, и он из‑за этого недо­по­лу­чает при­быль. Тогда будет нечестно дать заго­ло­вок «Как вас обма­ны­вают в ремонте айфо­нов», потому что созда­ётся ощу­ще­ние, что это об обмане кли­ен­тов. Жел­тизна, хайп и ника­кого ува­же­ния к читателю.

В вашем мате­ри­але заго­ло­вок не дотя­ги­вает ни до скан­даль­ного, ни до чест­ного. Ком­про­мисс­ный вариант.

С под­за­го­лов­ками тоже беда. «ЗОЖ любить — моло­дым быть» — зву­чит как совет­ский лозунг. Это неин­фор­ма­тивно и непо­лезно. А вот здесь совсем плохо:

Вы пишете «ЗОЖ испол­няет мечты», а дальше над­пись «Во время болезни мужа». И кажется, что мечта и смерть мужа как‑то свя­заны. Дело в том, что редак­тор пишет мате­риал после­до­ва­тельно, а чита­тель откры­вает стра­ницу, бегает гла­зами по отдель­ным эле­мен­там, и они ока­зы­ва­ются свя­заны син­так­си­че­ски и по смыслу.

Я сове­тую в ваших заго­лов­ках сосре­до­то­читься не на здо­ро­вом образе жизни, а на людях. Люди — самое инте­рес­ное, про­ти­во­ре­чи­вое, раз­но­об­раз­ное явле­ние на пла­нете. Чита­те­лям любо­пытно узна­вать о дру­гих, срав­ни­вать себя с ними, вдох­нов­ляться. В здо­ро­вом образе жизни, без чело­ве­че­ских исто­рий, нет ничего инте­рес­ного: делайте зарядку, зака­ляй­тесь, ешьте овощи. А вот жен­щина, кото­рая на пен­сии поко­рила Эль­брус — это огонь и сила.

Ещё две про­блемы с мате­ри­а­лом, кото­рые бро­са­ются в глаза: отступы от под­за­го­лов­ков и фото­гра­фии без подпи­си. Реко­мен­дую почи­тать советы:

P. S. Это был воскресный совет об информационном стиле и редактуре текста. Присылайте вопросы

Текст и редактура — дисциплина Школы редакторов. Набор весной. Оставьте почту, и мы напишем вам, когда откроется следующий набор.
 

Поделиться
Отправить

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Не могу спокойно смотреть на точку после приветствия Это не очень толерантно Как писать текст, чтобы не нравоучить читателя?




Недавно всплыло

1 7 Иногда я спрашиваю о скидке для тренировки и потому что не против шанса сэкономить 1 4