x
 
Татьяна Ку
9 декабря 2018
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Вопрос про точку после приветствия:

Маша, привет.

Коллеги, добрый день.

Ответ уже видела здесь и знаю, что допустимо.

Но!

Не могу я спокойно смотреть на точку после приветствия. Отдаёт снобизмом и чопорностью. Или я не права и безнадёжно отстала от современного подхода к переписке? И что выбираете вы?


Татьяна!

Если не можете спо­койно смот­реть на точку после при­вет­ствия, исполь­зуйте вос­кли­ца­тель­ный знак. У вас есть на это право, обос­но­ван­ное Розен­та­лем и Валгиной.

В спра­воч­ни­ках я не нашла одно­знач­ного ука­за­ния, какой знак ста­вится после слов «Здрав­ствуйте» или «При­вет». Но нас выру­чают пра­вила об обра­ще­ниях и побу­ди­тель­ных предложениях.

Розенталь, Справочник по правописанию и стилистике. XXVI. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. § 101. Обращения

Сна­чала об обра­ще­ниях. Розен­таль пишет о них так: «Обра­ще­ния вме­сте со всеми отно­ся­щи­мися к ним сло­вами выде­ля­ются (в сере­дине пред­ло­же­ния) или отде­ля­ются (в начале или в конце пред­ло­же­ния) запя­тыми». И тут же: «Если обра­ще­ние, сто­я­щее в начале пред­ло­же­ния, про­из­но­сится с вос­кли­ца­тель­ной инто­на­цией, то после него ста­вится вос­кли­ца­тель­ный знак».

Розенталь, Справочник по правописанию и стилистике. XXVI. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. § 101. Обращения

Полу­ча­ется вот так:

Нет

Маша. Отправ­ляю тебе презентацию

Да

Маша, отправ­ляю тебе презентацию

Маша! Отправ­ляю тебе презентацию

Теперь с при­вет­ствием. Слово «Здрав­ствуйте» — гла­гол в пове­ли­тель­ном накло­не­нии. Он не вхо­дит в состав обра­ще­ния, это видно по запя­той в «Здрав­ствуйте, Мария». Если бы вхо­дило, её бы не было. Но если это не обра­ще­ние, зна­чит, здесь свои пра­вила о вос­кли­ца­тель­ном знаке и точке.

Валгина, Розенталь, Фомина. Современный русский язык. § 250 Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения

В учеб­нике по рус­скому языку Вал­гина опи­сы­вает побу­ди­тель­ные пред­ло­же­ния: «Побу­ди­тель­ными назы­вают пред­ло­же­ния, выра­жа­ю­щие воле­изъ­яв­ле­ние гово­ря­щего». Грам­ма­ти­че­ские сред­ства в таких пред­ло­же­ниях — это побу­ди­тель­ная инто­на­ция, гла­голы в пове­ли­тель­ном накло­не­нии и спе­ци­аль­ные частицы, типа «давайте», «ну‑ка» или «пусть». Две трети при­ме­ров, кото­рые при­во­дит Вал­гина для побу­ди­тель­ных пред­ло­же­ний, окан­чи­ва­ются вос­кли­ца­тель­ным знаком.

Валгина, Розенталь, Фомина. Современный русский язык. § 250 Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения

Когда один собе­сед­ник гово­рит дру­гому «Здрав­ствуйте», он желает ему здо­ро­вья, а это воле­изъ­яв­ле­ние гово­ря­щего с побу­ди­тель­ной инто­на­цией и гла­го­лом в пове­ли­тель­ном накло­не­нии. Всё это под­хо­дит под при­знаки побу­ди­тель­ного пред­ло­же­ния. Зна­чит, уместно поста­вить вос­кли­ца­тель­ный знак:

Здравствуйте!

Здрав­ствуй, Маша!

Чтобы не вво­дить вас в заблуж­де­ние, замечу, что Вал­гина не пишет, что побу­ди­тель­ные пред­ло­же­ния обя­за­тельно окан­чи­ва­ются вос­кли­ца­тель­ным зна­ком, хотя боль­шин­ство при­ме­ров такие. В нашем слу­чае это обу­слов­лено инто­на­цией, осо­бенно если есть обра­ще­ние по имени.

Чуть слож­нее обстоят дела с при­вет­стви­ями «Доб­рый день!» и «При­вет!», потому что это не гла­голы в пове­ли­тель­ном накло­не­нии. В то же время это тоже похоже на пред­ло­же­ния с побу­ди­тель­ной инто­на­цией, зна­чит, вос­кли­ца­тель­ный знак сюда хорошо вписывается.

Я в при­вет­ствиях все­гда ставлю вос­кли­ца­тель­ный знак, от точки у меня такие же ощу­ще­ния, как и у вас.

P. S. Это был воскресный совет об информационном стиле и редактуре текста. Присылайте вопросы

Текст и редактура — дисциплина Школы редакторов. Набор открыт до 12 августа или пока есть свободные места.
 

Поделиться
Отправить

Комментарии

Ириска
11 декабря 2018

Если бы Татьяна не написала про снобизм и чопорность, мне бы это даже в голову не пришло. Точка и точка, что такого. Откуда вы это берёте.

Алёна Королёва
11 декабря 2018

Здраствуйте.

А у меня всё наоборот :-)
Восклицательные знаки воспринимаю, как излишнее возбуждение и эмоциональность. Типа «Ну, чего ты так радуешься? Ты же пишешь мне по работе» или «Чего кричишь?»

Анна Оболенская
14 декабря 2018

Извините, выскажу своё мнение.
«Ковырять» точку после приветствия — вот это, по-моему, и отдаёт снобизмом. Для меня знаки препинания в конце приветствия отображают настроение и интонацию оппонента.
Например, если точка, то значит, человек формирует мысли и хочет сказать что-то по делу с целью партнёрства.
Если восклицательный знак, то эмоции кипят. Это либо возмущение, либо радость, либо желание придать весомости словам.
И, в конце концов, надо же чем-то заканчивать предложение? А то создаётся впечатление незаконченности. Да простят меня Розенталь и Валгина.

Таташина Лариса Анатольевна
12 января 2019

Здравствуйте. Читаю и думаю, нет-нет, я не чопорная. Хотя мне милее точки после приветствия.

Восклицательный знак возле моего имени воспринимаю, как крик. «Людк! А Людк! Глянь, че делается!» У меня в почте больше 100 писем в день. Каждый старается покрыть расстояние, докричаться через экран монитора своим «Добрый день!» А если в тексте письма ещё пару восклицаний, всё. Ни разу он не добрый. Ребята, не надо на меня кричать. Я всё сделаю, как надо.

Восклицательные знаки в приветствии письма выматывают, когда их много за день. Словно проходишь через разъярённую толпу, которая требует и скандирует: «Здравствуйте! Добрый день! Решите мой вопрос!» И так со всех сторон. Не прибавляют мне здоровья восклицательные знаки. Лучше просто вежливое «Здравствуйте, Лариса.»

Возможно, поэтому я нашла отдушину в основном посыле книги «Новые правила деловой переписки» — спокойный, ровный тон, уважение к адресату и забота о его интересах. Третий день под впечатлением. Да и Главред солидарен с книгой. Благодарю за эту цельность. Теперь это и мои правила.


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Почему люди прочитают вашу статью 2 Неужели редактору плевать, сколько человек прочитает его материал? Нужно ли писать века римскими цифрами? 2 Если писать только для своих, то идея распространяется слабо 2




Недавно всплыло

В бюро есть таймтрекинг для сотрудников? 5 Как в бюро верстают электронные письма и рассылки. Третья часть: рассылки Школы и Издательства бюро 1 Как найти себе замену 1 2