x
 
Светлана Гусева
16 декабря 2018
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Вопрос по работе с клиентом: работаю на проекте в качестве копирайтера и редактора в маленькой дизайн-студии. Проблема в том, что руководитель студии никого не допускает до работы. То есть я, например, пишу статью для блога, прошу дать замечания по ней, а в итоге получаю ответ в стиле «Мне не понравилось, я сам переписал текст».

Как с этим бороться? Как научить руководителя отпускать вожжи и давать работать человеку, который пришел, чтобы помочь с текстами?

У меня есть другие проекты, там такие же клиенты, у которых есть свое понимание и видение, но при этом никто не переписывает, а дает замечания. Здесь этого нет и я чувствую себя бесполезной, потому что не могу объяснить руководителю, в чем проблема.

Спасибо.


Из вопроса я не понял, в чём про­блема: в том, что руко­во­ди­тель пишет плохо; или в том, что вы рабо­та­ете‑рабо­та­ете, а в печать ухо­дит дру­гое. Попро­буем оба варианта.

Руководитель всё портит

Если после редак­туры у босса полу­чи­лось что‑то непо­треб­ное, важно дать ему это понять. Делать это надо забот­ливо, ведь вы хотите ему помочь избе­жать непри­ят­ных послед­ствий. Полезно сна­чала спро­сить, инте­ресны ли боссу ваши замечания.

— Иван Пет­ро­вич, у меня есть сооб­ра­же­ния по вашей вер­сии тек­ста.
— М?
— Я боюсь, что из‑за фразы «Каж­дый пред­при­ни­ма­тель меч­тает стать мил­ли­о­не­ром» в тек­сте созда­ётся нази­да­тель­ный тон и нару­ша­ются гра­ницы. Это может при­ве­сти к тому, что у чита­теля с пер­вых же строк будет пред­взя­тое отно­ше­ние к мате­ри­алу.
— Ну да, ты права. А как улуч­шить?
— Пред­ла­гаю вот так: «...» — эффект будет таким:..
— Иван Пет­ро­вич, как посту­пим? У меня еще деся­ток подоб­ных наблю­де­ний. Я могу их пред­ло­жить в гугл‑доке или можем пройти по всему сей­час.

Обра­тите вни­ма­ние на заход: вы не гово­рите, что Иван Пет­ро­вич напи­сал плохо. Вы как про­фес­си­о­нал зна­ете, что «плохо» и «хорошо» — субъ­ек­тив­ные оценки. Лучше гово­рить о при­чи­нах и следствиях:

Если напи­сать так — резуль­тат будет таким

Руководитель не берёт ваш текст в печать

Допу­стим, руко­во­ди­тель пишет нор­мально. И про­блема в том, что он не про­пус­кает вашу работу.

Тут нужно вспом­нить, что редак­тура и копи­рай­тинг — это сер­вис, как услуги парик­ма­хера. Мы рабо­таем не для того, чтобы все вос­хи­ти­лись тек­стом и не чтобы напол­нить порт­фо­лио. Мы помо­гаем кли­ен­там что‑то доно­сить. И если кли­ент всё доно­сит без вас — ну, хорошо. Зна­чит, ему  не нужен редактор.

Я бы здесь выяс­нил у кли­ента, что он думает о вашей работе и почему меняет текст. Он недо­во­лен каче­ством работы? Или у него какие‑то осо­бые вку­со­вые пред­по­чте­ния? В чем дело? Чем вы ему можете помочь в сло­жив­шейся ситуации?

  • Кли­ент про­сто хочет давать тек­сту свою пер­со­наль­ную инто­на­цию. Тут вы ничем не поможете.
  • Кли­енту не нра­вится каче­ство вашей работы, но ему проще пере­де­лать, чем научить вас. Тут нужно дого­во­риться, как рабо­тать дальше — нельзя же всё время за вами переписывать.
  • У кли­ента рож­да­ются гени­аль­ные идеи, кото­рые стали воз­можны только бла­го­даря вашей пред­ва­ри­тель­ной работе. Тогда менять ничего не надо.
  • Кли­ент сам не знает, чего хочет, но род­ной текст ему зву­чит лучше, чем нерод­ной. Тут ничего не сделаешь.

Нет задачи, чтобы ваш текст выхо­дил в печать в том виде, в кото­ром вы его напи­сали. Может быть, ваша цен­ность для кли­ента в том, что вы про­де­лы­ва­ете всю под­го­то­ви­тель­ную работу, а уже он бы дово­дил её до блеска.

В вашем вопросе была фраза «как научить». Учить никого не надо, руко­вод­ство для того и руко­вод­ство, что берет на себя ответ­ствен­ность за работу ком­па­нии. Задача испол­ни­теля — пони­мать ситу­а­цию и пред­ло­жить помощь там, где она дей­стви­тельно нужна. А если ваша помощь не нужна — так и не рабо­тать здесь.

Текст и редактура — дисциплина Школы редакторов. Набор открыт до 12 августа или пока есть свободные места.
 

Поделиться
Отправить

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Стоит ли давать обратную связь? 1 Нужно ли писать века римскими цифрами? 2 Клиент: «Ой я так занят! Как только смогу, так и пришлю» О чём вести соцсети, чтобы привлекать клиентов? 2