x
 
Артём Горбунов
31 декабря 2018
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Принцип последней мили в интерфейсах


В интер­фей­сах и дру­гих про­ек­тах бюро соблю­да­ется прин­цип послед­ней мили.

У теле­ком­щи­ков есть тер­мин «про­блема послед­ней мили». Когда между стра­нами через оке­аны про­ло­жили опто­во­ло­кон­ные сверх­ши­ро­кие интер­нет‑каналы, соеди­нили города, про­вели на Даль­ний Восток Бай­кало‑Амур­скую интер­нет‑маги­страль, вроде бы должно насту­пить ком­му­ни­ка­ци­он­ное сча­стье. Но чтобы дове­сти связь до конеч­ного потре­би­теля, нужно про­ко­паться через кило­метр грязи в деревню Диа­ла­пино. И, как ни уди­ви­тельно, часто это ста­но­вится самой слож­ной частью про­екта. Про­ве­сти послед­нюю милю дорого, и на этой же послед­ней миле начи­на­ются про­блемы с про­пуск­ной способностью.

Такое же поня­тие есть у транс­порт­ни­ков. Если в городе есть метро, это решает про­блему теле­пор­та­ции из одной части города в дру­гую. Но если ты живёшь в спаль­ном рай­оне и до метро тебе пеш­ком минут трид­цать по морозцу, начи­на­ется про­блема послед­ней мили. В Москве её много лет решают с помо­щью част­ных марш­ру­ток. Где‑то при­го­ди­лись вело­си­педы. А сей­час в мире новый тренд — элек­тро­са­мо­каты. Для них тоже нужна своя инфраструктура.

На самом деле про­блема послед­ней мили уни­вер­сальна. На выход­ных я хотел залить каток на даче, но сло­мал на морозе улич­ный кран. Каза­лось бы: к дому под зем­лёй под­ве­дён водо­про­вод, в доме есть вода, от дома до катка про­тя­нут шланг — но вода на послед­нем отрезке не течёт.

Про­блема послед­ней мили — это част­ный слу­чай целост­но­сти в дизайне рабо­то­спо­соб­ных систем. Если целост­ность системы нару­шена в кри­ти­че­ском кон­туре, она теряет рабо­то­спо­соб­ность. Машина не заве­дётся и не поедет, если сло­ма­ется дат­чик поло­же­ния колен­вала, даже если всё осталь­ное в порядке.

В интер­фей­сах, сай­тах и при­ло­же­ниях всё обстоит точно так же. Если вы дела­ете мобиль­ное при­ло­же­ние, напри­мер дик­то­фон, но глав­ную функ­цию пря­чете в табах или за реклам­ными попа­пами, поль­зо­ва­тели не раз­бе­рутся и ска­чают дру­гое приложение.

Ставьте на глав­ный экран гигант­скую глав­ную кнопку или вообще вклю­чайте фичу авто­ма­ти­че­ски, как в ком­пасе или гитар­ном тюнере.

Если вы сде­лали мега­игру на сайте, но спря­тали её где‑то за ссыл­кой в меню, её мало кто най­дёт. Поставьте огром­ную кнопку на глав­ной стра­нице — а если уместно, поставьте на глав­ную саму игру.

Мы почти год рабо­тали над новым дизай­ном сове­тов. В пер­вый запуск вошли не глав­ная стра­ница сове­тов, не списки, не теги, а сами отдель­ные советы. Они стали кра­си­выми, раз­но­об­раз­ными по вёрстке, с мобиль­ной вер­сией. Наша задача — чтобы как можно больше людей уви­дели и оце­нили новый дизайн. Но если автор не задал обложку, то в Фейс­буке и Кон­так­тике совет шарился вот так:

Белый некра­си­вый квад­ра­тик слева — баг Фейс­бука. Но поль­зо­ва­тель до клика видит именно эту пре­вьюшку. Как ему понять, что за ссыл­кой новый дизайн сове­тов, если даже серый какаш­ко­квад­рат остался, как во вре­мена ста­рого дизайна? Нужно было преду­смот­реть кра­си­вую дефолт­ную пре­вьюшку — при­чём жела­тельно ещё до общего откры­тия для всех посе­ти­те­лей, чтобы рекла­ми­ро­вать новый дизайн зара­нее. Но это уже про­ехали — зато при­кру­тили к общему запуску.

Ещё редак­тор­ский при­мер. В поне­дель­ник нужно было при­гла­сить через Тви­тер посе­ти­те­лей на бес­плат­ную дегу­ста­цию кофе в Ковор­кафе, запла­ни­ро­ван­ную на чет­верг, а заодно сооб­щить дру­гие ново­сти. Редак­тор делает так:

Было

А. Г. о дегу­ста­ции в Ковор­кафе, кофей­ном глинт­вейне и госте­вом зерне из Эфи­о­пии:
https://www.facebook.com/...

Здесь не видно, что вопрос сроч­ный и что есть моти­ва­ция: дегу­ста­ция прой­дёт на этой неделе, а дегу­ста­ция бес­платна. К тому же ссылка только на Фейс­бук, хотя во Вкон­такте почти поло­вина тра­фика из соцсетей.

Стало

В чет­верг в Ковор­кафе бес­плат­ная дегу­ста­ция кофе. Об этом, а также о кофей­ном глинт­вейне и госте­вом зерне из Эфи­о­пии у А. Г.
ФБ: https://www.facebook.com/...
ВК: https://vk.com/...

Нужно все­гда дер­жать в уме, по какой трубе поль­зо­ва­тель полу­чит воду, кото­рую вы для него качаете.

Дизайн продуктов — дисциплина Школы руководителей. Набор закрыт. Оставьте почту, и мы напишем вам, когда откроется следующий набор.
 

Поделиться
Отправить

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Раскин вскользь говорит: «большинство людей из той культуры, на которую этот интерфейс ориентирован» Что такое целостность системы? 1 Необходимо разработать интернет-магазин китайского чая 2 Раз уж интерфейс — зло, нужна ли вообще интернет-магазину корзина? 7




Недавно всплыло

2 2 В бюро есть таймтрекинг для сотрудников? 5 Хочу научиться сторителлингу 12