x
 
Любовь
6 января 2019
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Здравствуйте!
Я хочу научиться использовать сторителлинг в своих статьях, потому что статьи у меня на скучные финансовые темы или темы законов. Хочется научиться их разбавлять увлекательными историями. С чего начать? Какие книги по сторителлингу посоветуете?


Любовь!

То что мар­ке­то­логи назы­вают сто­ри­тел­лин­гом, я назы­ваю дра­ма­тур­гией. Поэтому я пред­по­чи­таю раз­би­раться в зако­нах драмы, а не сто­ри­тел­линга. И хотя кажется, что дра­ма­тур­гия — это что‑то про сцену, ей есть место в скуч­ных финан­со­вых ста­тьях. Так они пере­стают быть скучными.

Драматургия в информационном тексте

В Деле мы тоже пишем ста­тьи на финан­со­вые и юри­ди­че­ские темы, и мой опыт под­ска­зы­вает, что созда­вать дра­ма­тур­гию в них можно. В этом помо­гают струк­тура, при­меры и кон­фликты. Этот совет я посвящу кон­флик­там, сле­ду­ю­щие — при­ме­рам и струк­туре, и отдель­ным сове­том рас­скажу о кни­гах по драматургии.

Драматургия в информационном тексте

Конфликт

Кон­фликт — это центр и дви­жу­щая сила исто­рии. На кон­фликте завя­заны дей­ствия героев, к нему при­ко­вано вни­ма­ние читателя.

Я встре­чала несколько клас­си­фи­ка­ций кон­флик­тов в драме: скры­тые и откры­тые; внеш­ние и внут­рен­ние; поли­ти­че­ские, быто­вые, семей­ные, обще­ствен­ные, рели­ги­оз­ные. Но это в сце­на­риях. В инфор­ма­ци­он­ных ста­тьях выбор не такой бога­тый, а суть кон­фликта зави­сит от жанра статьи.

В интервью

Выстра­и­вать кон­фликты в интер­вью инте­ресно, потому что есть насто­я­щий, живой герой со сво­ими суж­де­ни­ями, моти­вами, оцен­ками. Рас­крыть лич­ность героя помо­гают три вида кон­фликта: внут­рен­ний, меж­лич­ност­ный, внешний.

Допу­стим, наш герой — жен­щина по имени Анна. У неё своя ком­па­ния, штат под­чи­нён­ных, извест­ность, репу­та­ция и хорошо нала­жен­ный при­быль­ный биз­нес. Чита­тель заску­чает, если это будет интер­вью о том, как Анна пла­но­мерно выстра­и­вала биз­нес, в каких таск‑мене­дже­рах вела работу и как посте­пенно при­шла к успеху. Зато, если постро­ить интер­вью на кон­флик­тах, появится драма.

Внут­рен­ний — борьба Анны с самой собой. Ока­зы­ва­ется, сна­чала она рабо­тала лого­пе­дом в дет­ском саду, с тру­до­вой книж­кой и надеж­дой полу­чать пен­сию в ста­ро­сти. С этой рабо­той она чув­ство­вала себя полез­ной. С дру­гой сто­роны, Анна хотела больше зара­ба­ты­вать, а возиться с детьми и их роди­те­лями ей не нра­ви­лось. Един­ствен­ный путь обес­пе­чить себе больше денег и выбрать заня­тие по душе был в том, чтобы открыть соб­ствен­ный биз­нес. Для Анны это был шаг в неиз­вест­ность. К тому же Анна с дет­ства верила, что пред­при­ни­ма­тели — мошен­ники, кото­рые зара­ба­ты­вают на обмане.

Здесь убеж­де­ния Анны всту­пают в кон­фликт с жела­ни­ями. Пред­став­ля­ете, как было бы скучно, если бы у Анны роди­тели были потом­ствен­ными биз­не­сме­нами, а она бы с дет­ства хотела про­дол­жать их дело и про­сто его продолжила.

Меж­лич­ност­ный кон­фликт будет в отно­ше­ниях Анны с род­ными и зна­ко­мыми. Напри­мер, в семье Анны счи­та­ется, что быть пред­при­ни­ма­те­лем стыдно, и Анне при­хо­дится скры­вать от роди­те­лей свой биз­нес. Они думают, что она про­сто руко­во­ди­тель в круп­ной ком­па­нии. Или ещё один кон­фликт — с кол­лек­ти­вом в дет­ском саду, кото­рый убеж­дает её остаться: «Куда ж ты ухо­дишь? Тут зар­плата хоть неболь­шая, но ста­биль­ная. Пора­бо­та­ешь, и в декрет смо­жешь пойти».

То же самое: если бы Анну все под­дер­жи­вали и дружно ей помо­гали, драмы не полу­чи­лось бы.

Внеш­ний кон­фликт — это кон­фликт с обсто­я­тель­ствами или груп­пой людей. Напри­мер, Анна рабо­тает в биз­несе, кото­рый тра­ди­ци­онно при­над­ле­жит муж­чи­нам, поэтому её часто не вос­при­ни­мают все­рьёз, путают с сек­ре­тар­шей и отка­зы­ва­ются заклю­чать сделки. И ей при­хо­дится дока­зы­вать, что она не хуже мужчин.

Через эти кон­фликты рас­кры­ва­ется харак­тер героя и его мотивы, а это самое интересное.

Моё интер­вью «Кто сту­денту» тоже постро­ено на кон­фликте. Это кон­фликт семьи и работы.

Ещё для при­мера можно посмот­реть интер­вью Вла­ди­мира Познера с Ричар­дом Брэн­со­ном. В нём я нашла все три вида конфликта:

В жанре интер­вью герой сам под­ска­зы­вает, на каких кон­флик­тах стро­ить повест­во­ва­ние. Глав­ное — под­ме­чать про­ти­во­ре­чия, выяв­лять детали, заост­рять фраг­менты историй.

В статьях с личным опытом

Ещё один жанр ста­тей — лич­ный опыт. С ним герой ста­тьи рас­ска­зы­вает, как ему уда­лось что‑то сделать.

В ста­тьях о лич­ном опыте кон­фликт все­гда один и тот же: герой борется с неопыт­ным собой и все­гда полу­чает в награду опыт. Чита­телю в этом слу­чае инте­ресно наблю­дать, как герой справ­ля­ется с ошиб­ками. А если герой сим­па­ти­чен чита­телю, чита­тель за него болеет и желает победы. Всё это удер­жи­вает внимание.

Ста­тьи в жанре лич­ного опыта могут быть о чём угодно: как герой ста­вил онлайн‑кассу, научился вести финан­со­вый учет, полу­чил деньги на биз­нес, уво­лил отдел про­даж, полу­чил биз­нес по наслед­ству. Повест­во­ва­ние обычно идёт от пер­вого лица.

В зави­си­мо­сти от задачи ста­тьи, в ней можно уси­лить или осла­бить драму. Для при­мера возь­мём ста­тью о том, как моло­дой чело­век открыл тре­на­жёр­ный зал на деньги госу­дар­ства. В ней мало драмы:

Чита­тель на уровне заго­ловка и вве­де­ния пони­мает, что у героя всё полу­чи­лось, и это исто­рия с хоро­шим кон­цом. Вни­ма­ние чита­теля направ­ля­ется не на финал ста­тьи, побе­дит герой или нет, а на про­цесс: как герою уда­лось полу­чить деньги. Это не хорошо и не плохо, а обу­слов­лено эффек­том, кото­рого вы хотите добиться. Автору этой ста­тьи было важно снаб­дить чита­теля инфор­ма­цией о шагах для полу­че­ния денег.

А теперь попра­вим вве­де­ние и в заго­ловке сме­ним гла­гол совер­шен­ного вида на гла­гол несо­вер­шен­ного вида. Появится интрига:

Теперь вни­ма­ние чита­теля сосре­до­то­чено на резуль­тате: удастся ли герою полу­чить деньги.

При этом цен­траль­ный кон­фликт оста­ется таким же: неопыт­ный герой пре­одо­ле­вает слож­но­сти, учится, нара­ба­ты­вает опыт. Раз­ница только в фокусе вни­ма­ния. В ста­тье есть и дру­гие кон­фликты, где герой борется с обсто­я­тель­ствами и людьми, но они вторичные.

В обзорах и инструкциях

Преды­ду­щие при­меры были о ста­тьях, где сразу есть дей­ству­ю­щее лицо, герой. Кон­фликты в ста­тьях без героев слож­нее, их нужно спе­ци­ально кон­стру­и­ро­вать и делать это неба­нально. Под такими ста­тьями я пони­маю инструк­ции, обзоры, ана­ли­тику. Как пра­вило, это ста­тьи на абстракт­ные темы, в кото­рых изна­чально нет драмы, её нужно придумать.

Плюс в том, что автор может при­ду­мать любой кон­фликт, какой захочет:

  • обще­при­ня­того с неизвестным;
  • сте­рео­ти­пов с новыми взглядами;
  • избытка с недостатком;
  • про­све­ще­ния с невежеством;
  • без­опас­но­сти с риском.

Допу­стим, мы пишем ста­тью «Как выстро­ить работу бух­гал­те­рии в круп­ной ком­па­нии». Попро­буем впи­сать кон­фликт во введение.

Сте­рео­типы с новым взгля­дом. Счи­та­ется, что бух­гал­те­рия в ком­па­нии — это кон­сер­ва­тив­ный отдел, кото­рый невоз­можно модер­ни­зи­ро­вать и вообще лучше не тро­гать. Это было прав­дой пят лет назад, а теперь есть новые спо­собы выстро­ить работу бух­гал­те­рии в ком­па­нии. С ними буху­чёт ста­но­вится более гиб­ким, про­зрач­ным и быстрым.

Без­опас­но­сти с риском. Хоро­ший бух­гал­тер — тот, кото­рый вовремя сдаёт отчёт­ность, под­би­рает опти­маль­ный нало­го­вый режим, не делает оши­бок. Луч­ший делает всё то же самое и заодно пред­ска­зы­вает слож­но­сти с нало­го­вой и помо­гает их избе­жать. Любой хоро­ший бух­гал­тер может стать луч­шим, если пра­вильно выстро­ить его работу.

Про­све­ще­ния с неве­же­ством. Дирек­тора редко вни­кают в работу бух­гал­те­рии: это кажется отдель­ной дис­ци­пли­ной, слиш­ком слож­ной для мене­джера. Но дирек­тору необя­за­тельно раз­би­раться в тон­ко­стях нало­го­об­ло­же­ния: доста­точно гра­мотно выстро­ить работу бух­гал­те­ров, чтобы гово­рить с ними на одном языке.

При­ду­мы­вать кон­фликт в инструк­циях необя­за­тельно, это выбор автора. Можно и про­сто начать ста­тью сло­вами «Мы под­го­то­вили обзор новых спо­со­бов нала­дить работу бух­гал­те­рии». Ста­тья поте­ряет в драме, но не в содер­жа­нии. В то же время, если во вве­де­нии есть кон­фликт, он создаёт для чита­теля допол­ни­тель­ную моти­ва­цию про­чи­тать ста­тью и может вовлечь даже тех, кто изна­чально не соби­рался её читать.

P. S. Это был воскресный совет об информационном стиле и редактуре текста. Присылайте вопросы

Текст и редактура — дисциплина Школы редакторов. Набор открыт до 12 августа или пока есть свободные места.
 

Поделиться
Отправить

Комментарии

Мария
19 февраля 2019

Вот меня бы такие вступления с драматургией, наоборот, отпугнули. Если я открываю статью для того, чтобы узнать что-то конкретное, а мне с самого начала начинают художественно рассусоливать про общеизвестные факты, я подумаю, что и вся статья такая же. И уйду.

Люда Сарычева
20 марта 2019

Мария, согласна с вами. Об этом есть в третьей части этого цикла советов: https://bureau.ru/soviet/20190203/


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

На мой взгляд, плакат неудачный 1 7 Насколько велико различие писательского дела в B2B и B2C? 6




Недавно всплыло

4 Как в бюро верстают электронные письма и рассылки. Третья часть: рассылки Школы и Издательства бюро 1 2 При клике на кнопку нужно плавно прокрутить страницу к форме 2