x
 
Любовь
20 января 2019
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Продолжение о драматургии в информационном тексте. Конструирование примеров


Драматургия в информационном тексте

Это вто­рая часть совета о дра­ма­тур­гии в инфор­ма­ци­он­ном тек­сте. В этот раз рас­ска­зы­ваю, как созда­вать драму с помо­щью примеров.

Драматургия в информационном тексте

Ста­тьи на слож­ные, абстракт­ные темы часто ока­зы­ва­ются бес­по­лез­ными из‑за отсут­ствия при­ме­ров. Напри­мер, мене­джер пишет о прин­ци­пах работы в своей команде и даёт совет: «Важно улуч­шать чужую работу, потому что когда ты улуч­шил чужое, ты сам про­ка­чался и доба­вил своё в общее дело». С одной сто­роны, с этим не поспо­ришь. А с дру­гой — совет слиш­ком плос­кий, в нём нечего обду­мать, пере­ва­рить и при­ме­нить к своей ситу­а­ции. В таких слу­чаях спа­сают примеры.

При­мер — это тео­рия, рас­ска­зан­ная в обра­зах, а образы — это эле­мент драмы. Абстрак­цию вооб­ра­зить нельзя, а образ можно.

Абстракция

Финансы

Образ

Деньги

Абстракция

Бухгалтерия

Образ

Декларация

Абстракция

Любовь

Образ

Поцелуй

В совете об улуч­ше­нии опыта при­мер может быть построен так:

В моей команде рабо­тает прин­цип «Улуч­шать чужую работу». Он озна­чает обо­га­щать сво­ими зна­ни­ями рабо­чие правила.

Одна­жды в одном меди­цин­ском про­екте нам нужно было сгруп­пи­ро­вать инфор­ма­цию по хирур­ги­че­ским направ­ле­ниям, от этого зави­села архи­тек­тура сайта. Задача каза­лась про­стой, и я сгруп­пи­ро­вал так: хирур­гия сердца, сосу­дов, глаза. Я напи­сал инструк­цию для редак­то­ров, как груп­пи­ро­вать инфор­ма­цию, и соби­рался отдать в работу, но наш редак­тор Катя захо­тела её посмотреть.

Катя заме­тила, что в опи­са­нии каж­дого направ­ле­ния в раз­ном виде есть кусок инфор­ма­ции о дет­ской хирур­гии. Мы посо­ве­то­ва­лись с кли­ен­том, про­вели иссле­до­ва­ние и в итоге выде­лили эту инфор­ма­цию в отдель­ный раз­дел на сайте, потому что ока­за­лось, что паци­енты её ищут. По логике выде­лить дет­скую хирур­гию в отдель­ное направ­ле­ние было неверно, но для паци­ен­тов это ока­за­лось удоб­нее. Так Катя улуч­шила мою работу, и это помогло лучше решить задачу клиента.

В совете появи­лись образы: меди­цин­ский про­ект, сайт, инструк­ция, редак­тор Катя. Эти образы скла­ды­ва­ются в исто­рию, кото­рая сде­лала абстракт­ную мысль наглядной.

Образы вклю­чают вооб­ра­же­ние, а вооб­ра­же­ние — инте­рес. Если ста­тья напол­нена обра­зами, чита­тель вклю­ча­ется и легко вос­при­ни­мает инфор­ма­цию. Если по ходу чте­ния мозг пере­клю­ча­ется на свои мысли — это при­знак абстракт­ной ста­тьи (или чело­век про­сто устал, но редак­тор­скими инстру­мен­тами это не исправить).

При­меры с обра­зами делают живыми даже ста­тьи на скуч­ные темы. Допу­стим, мы пишем ста­тью о том, как про­пи­сать устав ком­па­нии. Тема скуч­ная, но за ней может сто­ять исто­рия, кото­рая вклю­чит вооб­ра­же­ние и заста­вит дочи­тать до конца. Про­блема в том, что по умол­ча­нию в этой теме не зало­жена исто­рия, её надо либо найти, напри­мер, в судеб­ной прак­тике, либо спе­ци­ально кон­стру­и­ро­вать. В этом и есть редак­тор­ское мастерство.

Теория

Устав опи­сы­вает пра­вила работы ком­па­нии: как выби­рать дирек­тора, про­во­дить собра­ния, пере­да­вать доли, рас­пре­де­лять прибыль.

История

Свет­лана, Ольга и Борис откры­вают ком­па­нию. Борис и Ольга — супруги.

Сна­чала всё идёт хорошо, биз­нес рас­тёт и при­но­сит при­быль. Но через год Свет­лана уми­рает, а Борис и Ольга раз­во­дятся. Воз­ни­кает вопрос, кто и как теперь будет вла­деть долями. Такие ситу­а­ции опи­сы­вает устав.

Читать исто­рию всяко инте­рес­нее, чем тео­рию. Но про­блема в том, что исто­рия не снаб­жает всей инфор­ма­цией, поэтому опи­сы­вать надо и то, и дру­гое. А задача редак­тора — всё это подружить:

Устав опи­сы­вает пра­вила работы ком­па­нии: как выби­рать дирек­тора, рас­пре­де­лять при­быль и про­во­дить собра­ние. Это стан­дарт­ный набор для устава. Но есть ещё нестан­дарт­ный, кото­рый предо­сте­ре­гает от рисков.

Свет­лана, Ольга и Борис откры­вают ком­па­нию. Борис и Ольга — супруги. Сна­чала всё идет хорошо, биз­нес рас­тёт и при­но­сит при­быль. Но через год Свет­лана уми­рает, а Борис и Ольга раз­во­дятся, и появ­ля­ется вопрос, кто и как теперь будет вла­деть долями.

Если такое зара­нее про­пи­сано в уставе, участ­ни­кам ком­па­нии не при­дётся тра­тить месяцы на суды и сотни тысяч на адвокатов.

Ино­гда одну исто­рию можно про­тя­нуть через всю ста­тью. Чита­тель в начале зна­ко­мится с геро­ями и легко вклю­ча­ется, когда они появ­ля­ются снова. Так в ста­тье об уставе сна­чала будет опи­сано, как Борис, Ольга и Свет­лана вкла­ды­ва­ются в устав­ный капи­тал, потом — как рас­пре­де­ляют при­быль, а потом — уми­рают и раз­во­дятся. И каж­дый раз кусочки этой исто­рии будут чере­до­ваться с теорией.

Вво­дить пер­со­на­жей и стал­ки­вать их с жиз­нен­ными обсто­я­тель­ствами нужно не везде, а только в слож­ном тео­ре­ти­че­ском мате­ри­але. Чаще доста­точно про­сто доба­вить несколько обра­зов, чтобы вклю­чить вооб­ра­же­ние читателя.

Лишний пример

Чтобы про­да­вать креп­кий алко­голь, нужна лицензия.

Нико­лай — вла­де­лец неболь­шой роз­нич­ной точки, в кото­рой про­да­ются шоко­ладки, хлеб, молоко и пиво. Ему лицен­зия не нужна. А Вла­ди­слав — вла­де­лец мага­зина «Вин­ный мир», где про­да­ётся вино, водка, коньяк. Без лицен­зии ему нельзя работать.

Образы

Чтобы про­да­вать креп­кий алко­голь, нужна лицен­зия. Креп­ким алко­го­лем счи­та­ется всё, что крепче пива: вино, водка, коньяк.

За время работы редак­то­ром у меня сло­жи­лись пред­став­ле­ния, как пра­вильно вво­дить при­меры в статью.

Не при­ме­рять ситу­а­цию на чита­теля. Я ста­ра­юсь по мини­муму исполь­зо­вать в ста­тьях обра­ще­ние на «вы», типа «допу­стим, вы откры­ва­ете ком­па­нию». Даже хоро­шие ситу­а­ции вроде «вот вы выиг­рали в лоте­рею» кажутся втор­же­нием в лич­ные гра­ницы, а при­ме­рять непри­ят­ные ситу­а­ции тем более нельзя. Никому не захо­чется читать ста­тью, кото­рая начи­на­ется сло­вами «пред­ставьте, что у вас рак» или «вы много чита­ете, но ничего не зна­ете». Для этого и суще­ствуют при­меры с выду­ман­ными персонажами.

Помо­гать чита­телю узнать себя. Если герой ста­тьи похож на чита­теля, ему проще сопе­ре­жи­вать, а инфор­ма­цию при­ме­нить в жизни. Поэтому в ста­тье про лицен­зию на алко­голь не стоит писать «Если вы про­да­ете каль­ва­дос и кюм­мель, вам нужна лицен­зия», потому что мало кто из чита­те­лей про­даёт именно каль­ва­дос и кюм­мель. К тому же такие яркие детали отвле­кают вни­ма­ние от основ­ной инфор­ма­ции. Поэтому я сове­тую выби­рать более реаль­ные образы и писать о вине и коньяке.

Не пере­гру­жать дета­лями. В при­мере должно быть ровно то, что важно для пони­ма­ния темы. В нашей исто­рии об уставе я сна­чала писала «Борис и Ольга — супруги, а со Свет­ла­ной Борис десять лет рабо­тал в кор­по­ра­ции», а потом убрала про кор­по­ра­цию и оста­вила только «Борис и Ольга — супруги». В нашем слу­чае деталь о про­шлом Свет­ланы и Бориса не вли­яла на ход собы­тий и не про­дви­гала историю.

Не объ­яс­нять слиш­ком про­стое. Если мы рас­ска­зы­ваем, что содер­жа­ние сотруд­ника в штате стоит гораздо больше его зар­платы, нам пона­до­бится подроб­ный при­мер рас­чёта со взно­сами, нало­гами и отпуск­ными. А если опи­сы­ваем какой‑нибудь один взнос в 20%, то не нужно пока­зы­вать рас­чёт на тысяче руб­лей. Два­дцать про­цен­тов — про­стое число, чита­тель легко посчи­тает его в уме.

Обра­тите вни­ма­ние, что каж­дая мысль в этом совете про­ил­лю­стри­ро­вана при­ме­ром. Без них он бы зву­чал как «Читать абстракт­ные ста­тьи тяжело, поэтому напол­няйте их обра­зами и кон­стру­и­руйте при­меры». Это без­опас­ная, бес­спор­ная мысль, но без при­ме­ров ее невоз­можно при­ме­нить на практике.

P. S. Это был воскресный совет об информационном стиле и редактуре текста. Присылайте вопросы

Текст и редактура — дисциплина Школы редакторов. Набор открыт до 12 августа или пока есть свободные места.
 

Поделиться
Отправить

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

На мой взгляд, плакат неудачный 7 Насколько велико различие писательского дела в B2B и B2C? 6




Недавно всплыло

В бюро есть таймтрекинг для сотрудников? 5 Как в бюро верстают электронные письма и рассылки. Третья часть: рассылки Школы и Издательства бюро 1 Сайты для слабовидящих 2 При клике на кнопку нужно плавно прокрутить страницу к форме 2