x
 
Илья Слюсарев
27 января 2019
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Как стоять на своём в вопросах, которые вроде бы не имеют значения?
К примеру, есть правило в редполитике «писать названия сервисов так, как они сами прописывают себя в своей редполитике», а мне хочется порекомендовать писать по-русски. Но насколько такое решение будет лучше, полезнее непонятно. Как самому понять что это важно и донести эту идею до редактора, начальства, клиентов?


В пере­го­во­рах о тек­сте лучше всего опи­раться на полез­ное действие:

«Если мы напи­шем так, послед­ствия для чита­теля будут такими»

Допу­стим, у нас про­блема с «Яндекс‑едой»: Яндекс при­вычно пишет все свои пред­при­я­тия по‑айтиш­ному через точку, как это было модно в начале двух­ты­сяч­ных. Вы хотите писать по‑рус­ски через дефис: «Зака­зал в „Яндекс‑еде“». Фор­му­ли­руем полез­ное дей­ствие от такого напи­са­ния (или вред от напи­са­ния по‑другому):

Люди не пишут это назва­ние через точку и спо­койно его скло­няют, потому что это по пра­ви­лам рус­ского языка и при­вычно чело­ве­че­скому уху. Если мы после­дуем стан­дар­там самого «Яндекса», нам при­дётся нару­шить есте­ствен­ный поток речи и сде­лать текст неудоб­ным для чита­теля. Чита­телю при­дётся больше напря­гаться, читая текст, и он может не уло­вить какие‑то под­линно важ­ные нюансы смысла.

Мы в своей работе после­до­ва­тельно внед­ряем и про­па­ган­ди­руем повы­ше­ние язы­ко­вой куль­туры и хра­не­ние тра­ди­ций рус­ского языка. Напи­са­ние «Яндекс‑еды» через точку нару­шает эти пра­вила. Чита­тели, кото­рые ува­жают нас за наши язы­ко­вые прин­ципы, будут разо­ча­ро­ваны, что может отра­зиться на наших с чита­те­лем отношениях.

Назва­ние «Яндекс‑еды» через точку под­чёрк­нуто тех­ни­че­ское, как классы и методы в про­грам­ми­ро­ва­нии. В нашей ред­по­ли­тике напи­сано, что мы хотим быть дру­же­люб­ными и понят­ными для всех, а не только для про­грам­ми­стов. Под­дер­жи­вая язы­ко­вую игру «Яндекса» с назва­ни­ями сер­ви­сов, мы ста­но­вимся менее дру­же­люб­ными для наших читателей.

Чего точно не стоит делать — это опи­раться на соб­ствен­ное чув­ство пре­крас­ного или про­фес­си­о­наль­ную гор­дость. Фразы вроде «Я под этим не под­пи­шусь» зву­чат хорошо только в вашей голове. Для посто­рон­них это зву­чит как реплика прима‑донны, чьи прин­ципы и капризы никому не понятны.

Поль­зу­ясь слу­чаем, обра­ща­юсь к ком­па­нии «Яндекс»: всем её редак­то­рам и авторам.

Доро­гой Яндекс! Со дня осно­ва­ния вы зада­ёте тон в рос­сий­ском интер­нете: вы одна из немно­гих ком­па­ний, кото­рая после­до­ва­тельно делает шаги нав­стречу поль­зо­ва­телю. У вас чело­веч­ный и дру­же­люб­ный текст, вы ста­ра­е­тесь делать понят­ный и про­стой интер­фейс и нуж­ные людям сер­висы. Вы как никто дру­гой пони­ма­ете, что когда вы пово­ра­ви­ча­е­тесь лицом к людям, вы зара­ба­ты­ва­ете деньги. На вас смот­рят все, и рос­сий­скому интер­нету очень повезло, что он берёт при­мер с вас.

В начале двух­ты­сяч­ных кто‑то у вас пошу­тил: при­ду­мал, что будет модно и по‑интер­нет­ному назы­вать ваши новые сер­висы через точку. Мы тогда все про­хо­дили эту фазу — веб‑панк, оча­ро­ва­ние тех­но­ло­ги­ями, это выгля­дело модно и по‑про­грам­мист­ски. Это было время, когда в интер­нете сидели самые про­дви­ну­тые, и для нас это всё было естественно.

Про­шло уже почти два­дцать лет. В интер­нете сидят наши роди­тели и их роди­тели. Интер­нет — это уже давно не тусовка про­грам­ми­стов. Но ваши назва­ния до сих пор носят отпе­ча­ток двух­ты­сяч­ных, будто я читаю анек­доты на «Баш‑орге».

В глу­бине души вы зна­ете, что люди не пишут «Яндекс‑музыку» и «Яндекс‑еду» через точку. Вы зна­ете, что люди скло­няют ваши назва­ния, потому что это есте­ственно и по‑рус­ски. И каж­дый день, при­ходя на работу и созда­вая оче­ред­ную рас­сылку, вы сами себя одёр­ги­ва­ете: с одной сто­роны, нужно писать чело­вечно и по‑рус­ски, а с дру­гой — нече­ло­ве­че­ское назва­ние вашего сервиса.

Один топ‑мене­джер «Яндекса» ска­зал мне одна­жды: «Нам важно сохра­нить лам­по­вость яндек­сов­ского тек­ста, его душу, как будто текст всё ещё пишут отцы‑осно­ва­тели во главе с пер­вым главре­дом Яндекса Еле­ной Кол­ма­нов­ской». Мне посчаст­ли­ви­лось одна­жды пооб­щаться с Еле­ной Саве­льев­ной в ста­ром офисе Яндекса на ману­фак­туре. Я уве­рен, что сей­час Елена Саве­льевна ска­зала бы вам то же самое, что гово­рит вам весь редак­тор­ский интер­нет послед­ние пять лет:

Убе­рите точку, нач­ните скло­нять.

У вас бле­стя­щие юри­сты, кото­рые помо­гут вне­сти нуж­ные изме­не­ния в доку­менты. Это пра­вильно, душевно и по‑рус­ски. Вы это зна­ете, все это знают, и не хва­тает одного воле­вого шага, чтобы это внед­рить. Совер­шая этот шаг, вы оста­вите после себя насле­дие, а все поко­ле­ния авто­ров и редак­то­ров после вас будут пом­нить о золо­том поко­ле­нии яндек­со­и­дов, при кото­рых рус­ский язык в Яндексе побе­дил. Пусть это будет ваше поко­ле­ние, а не поко­ле­ние ваших детей.

Текст и редактура — дисциплина Школы редакторов. Набор весной. Оставьте почту, и мы напишем вам, когда откроется следующий набор.
 

Поделиться
Отправить

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

О чём вести соцсети, чтобы привлекать клиентов? Стоит ли давать обратную связь? Мне не понравилось, я сам переписал текст Чего на самом деле хотят заказчики, пытаясь выбить любую скидку?




Недавно всплыло

4 2 2 Сайты для слабовидящих 1