x
 
Люда Сарычева
3 февраля 2019
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Продолжение о драматургии в информационном тексте. Работа со структурой


Драматургия в информационном тексте

Это тре­тья часть совета о дра­ма­тур­гии в инфор­ма­ци­он­ном тек­сте. В этот раз — о структуре.

Драматургия в информационном тексте

Дра­ма­ти­че­ское про­из­ве­де­ние состоит из трёх частей: завязка, раз­ви­тие дей­ствия и раз­вязка. Инфор­ма­ци­он­ная ста­тья стро­ится похо­жим обра­зом: вве­де­ние, рас­кры­тие мысли, заклю­че­ние. Каж­дую часть отдельно и струк­туру в целом можно сде­лать более или менее дра­ма­тич­ной. Драма зави­сит от того, насколько струк­тура оправ­ды­вает или ломает ожи­да­ния чита­теля. В раз­ных ста­тьях по‑раз­ному: где‑то полезно оправ­дать ожи­да­ния, а где‑то — сломать.

Эмоциональные и функциональные статьи

Я делю ста­тьи на эмо­ци­о­наль­ные и функциональные.

Функ­ци­о­наль­ные — те, кото­рые отве­чают на кон­крет­ный вопрос чита­теля: как пла­тить взносы за сотруд­ни­ков, выбрать поме­ще­ние для кофейни или про­ве­рить дого­вор аренды на риски. В такие ста­тьи чита­тель при­хо­дит, когда стал­ки­ва­ется с кон­крет­ным вопро­сом: наби­рает в поиске, нахо­дит ста­тью, читает. Как пра­вило, это про­стая поша­го­вая инструк­ция, в кото­рой легко ори­ен­ти­ро­ваться и впо­след­ствии воз­вра­щаться к кон­крет­ным кусоч­кам. В функ­ци­о­наль­ной ста­тье лучше не нару­шать ожи­да­ний чита­теля, а дать ему ответ на вопрос. Поэтапно, без заигрываний.

Эмо­ци­о­наль­ный текст рас­ска­зы­вает исто­рию. Это тоже может быть прак­тич­ная инфор­ма­ци­он­ная ста­тья, но на основе лич­ного опыта: герой ста­тьи искал поме­ще­ние для кофейни, обо­шёл пеш­ком пол­го­рода, несколько раз чуть не попался на обман мошен­ни­ков и нако­нец нашёл поме­ще­ние, но уви­дел его и понял, что это иде­аль­ное поме­ще­ние не для кофейни, а для спорт‑бара, и открыл спорт‑бар. Советы о поиске поме­ще­ния здесь могут подойти не всем, но это инте­ресно читать за счёт драмы. Драма здесь скла­ды­ва­ется сло­ман­ными ожи­да­ни­ями: герой ищет поме­ще­ние сам, а не на Авито, встре­ча­ется с мошен­ни­ками и откры­вает не то, что хотел изначально.

Формирование ожиданий во введении

Вот при­мер хоро­шего, креп­кого вве­де­ния в статью:

Я брал ипо­теку три­жды. Два раза как наём­ный работ­ник и один раз в каче­стве ИП. В пер­вый раз я поку­пал ком­нату в обще­жи­тии, потом квар­тиру, а в тре­тий раз — дом. Всё это про­изо­шло за десять лет. Теперь я знаю, как соби­рать доку­менты, выби­рать самые выгод­ные усло­вия и дого­ва­ри­ваться с бан­ком, если нару­шил срок оплаты. В этой ста­тье я рас­скажу о своём опыте.

В этом вве­де­нии автор сфор­ми­ро­вал ожи­да­ния чита­теля и теперь его задача по порядку рас­ска­зать об опыте с ипо­те­кой. Ста­тья полу­чится спо­кой­ной и пред­ска­зу­е­мой, ника­ких нару­шен­ных ожи­да­ний. Если все ста­тьи автора или изда­ния начи­на­ются так, на пятой посто­ян­ному чита­телю ста­нет скучно.

Если мы хотим захва­ты­вать инте­рес чита­теля, нужно ломать ожи­да­ния: менять ком­по­новку, добав­лять интригу, экс­пе­ри­мен­ти­ро­вать с вве­де­нием. Это и есть драма в струк­туре статьи.

Драма в структуре

Если вы смот­рели фильм «Шестое чув­ство», вы зна­ете, какое потря­са­ю­щее впе­чат­ле­ние остав­ляет неожи­дан­ная раз­вязка. То же самое можно делать в ста­тьях: вести чита­теля по ста­тье так, чтобы он был в посто­ян­ном ожи­да­нии. Я знаю несколько при­ё­мов для этого, хотя на самом деле их гораздо больше.

Заин­три­го­вать — во вве­де­нии ска­зать чита­телю, что мы знаем сек­рет, и если чита­тель тоже хочет его узнать, дол­жен дочи­тать до конца.

Я три­жды брал ипо­теку и за это время мне два­жды дове­лось общаться с кол­лек­то­рами. Пер­вый раз эти пере­го­воры ока­за­лись про­валь­ными, зато после вто­рого раза я узнал сек­рет­ный рецепт. Но сна­чала об ошибках.

Чита­тель нач­нет читать ста­тью и может даже забыть о сек­рете, но будет пом­нить, что есть какая‑то при­чина читать до конца. Это будет удер­жи­вать внимание.

Начать с конца. Фильм «Тита­ник» начи­на­ется с того, что глав­ная геро­иня рас­ска­зы­вает свою исто­рию. Так зри­тель с самого начала знает, что геро­иня оста­нется в живых. Его вни­ма­ние сосре­до­та­чи­ва­ется не на том, чем всё закон­чится, а на том, как всё будет про­ис­хо­дить. Такой же приём можно исполь­зо­вать в инфор­ма­ци­он­ных статьях.

Я брал ипо­теку три­жды и два раза общался с кол­лек­то­рами. Оба раза были непри­ят­ными, но в итоге всё закон­чи­лось хорошо. Если вы пла­ни­ру­ете брать кре­дит или ипо­теку, мой опыт вам пригодится.

Начать с сере­дины. «Прой­дёт много лет, и пол­ков­ник Ауре­ли­ано Буэн­диа, стоя у стены в ожи­да­нии рас­стрела, вспом­нит тот далё­кий вечер, когда отец взял его с собой посмот­реть на лёд» — это начало романа Мар­кеса «Сто лет оди­но­че­ства». Этот роман начи­на­ется с сере­дины, и это гени­ально с точки зре­ния драмы.

После пер­вой строчки в романе начи­на­ется рас­сказ о том самом вечере, а про­дол­жа­ется повест­во­ва­нием о жизни семьи Буэн­диа. Чита­тель читает роман, забы­вает, что пол­ков­ник стоит в ожи­да­нии рас­стрела, погру­жа­ется в исто­рию, а потом — бац! — и в сере­дине романа встре­чает пол­ков­ника, кото­рый ждёт рас­стрела. И это прямо награда за то, что чита­тель дочи­тал до этого эпи­зода. Если вам нра­вится этот приём, попро­буйте его в своей статье:

Дру­зья, вообще‑то я пошёл в банк пода­вать доку­менты на ипо­теку. Это уже тре­тья моя ипо­тека, поэтому я думал, что меня будет сложно чем‑то уди­вить. Но в итоге я ока­зался в поли­цей­ском участке, а доку­менты подал только после того, как разо­брался с полицией.

Здесь важно, чтобы исто­рия с поли­цей­ским участ­ком была свя­зана с похо­дом в банк. Если героя ста­тьи по дороге про­сто огра­били, чита­тель почув­ствует себя обма­ну­тым, ведь это будет посто­рон­ней исто­рией, а не частью основ­ного конфликта.

Заколь­це­вать вве­де­ние и заклю­че­ние. Это зна­чит, в конце ста­тьи вер­нуться к тому, с чего начали. Хоро­ший при­мер можно под­смот­реть в пер­вых мину­тах интер­вью Татьяны Тол­стой Вла­ди­миру Познеру:

Заколь­цо­вы­вать ком­по­зи­цию можно и в инфор­ма­ци­он­ных ста­тьях. В нашем при­мере про ипо­теку начать с того, что «Брать ипо­теку — это нор­маль­ный спо­соб купить квар­тиру. Но брать ипо­теку три­жды — пол­ное безу­мие». А закон­чить чем‑то вроде «Конечно, три­жды ввя­зы­ваться в ипо­теку — это безу­мие, но всё‑таки пройти его вполне возможно».

Пере­пле­сти исто­рии. Это мой люби­мый тип струк­туры, кото­рый тре­бует тща­тель­ной работы с мате­ри­а­лом и редко куда впи­сы­ва­ется. Пере­пле­те­ние исто­рий под­ра­зу­ме­вает, что в ста­тье есть глав­ная исто­рия и вто­ро­сте­пен­ные. Глав­ная про­хо­дит через всю ста­тью и выда­ётся зри­телю кусоч­ками, а вто­ро­сте­пен­ные даются цели­ком в раз­ных частях ста­тьи. Это трудно пред­ста­вить на теме с ипо­те­кой, но есть два бле­стя­щих при­мера из миро­вой прессы:

Такая струк­тура крепко удер­жи­вает вни­ма­ние чита­теля. Вто­ро­сте­пен­ные исто­рии застав­ляют читать отдель­ные кусочки ста­тьи, а глав­ная не даёт уйти, пока не про­чи­тает до конца. Это хорошо рабо­тает в длин­ных ста­тьях, насы­щен­ных слож­ным фак­ти­че­ским материалом.

Созда­вать драму в струк­туре — это боль­шой труд, кото­рый тре­бует под­го­товки и навыка. Я бы не сове­то­вала авто­рам бро­саться при­ду­мы­вать дра­ма­тич­ную струк­туру, пока не хва­тает опыта в отборе мате­ри­ала и постро­е­нии креп­кой, пред­ска­зу­е­мой струк­туры. Сна­чала надо научиться соби­рать фак­туру, выбра­сы­вать лиш­нее, делать про­сто, а уже потом пере­хо­дить к интриге и драме.

Пред­ла­гаю ува­жа­е­мым совет­чи­кам поде­литься при­ме­рами дра­ма­тич­ной структуры.

P. S. Это был воскресный совет об информационном стиле и редактуре текста. Присылайте вопросы

Текст и редактура — дисциплина Школы редакторов. Набор весной. Оставьте почту, и мы напишем вам, когда откроется следующий набор.
 

Поделиться
Отправить

Комментарии

Алексей Фёдоров
3 февраля 2019

Потрясающие статьи с драматической структурой писали в журнале Ридерс Дайджест. Жаль, в России его больше не выпускают.
Они брали истории из жизни простых людей и делали крутые рассказы, которые читались на одном дыхании. До сих пор храню дома подборку старых выпусков, чтобы время от времени перечитывать.

Саша Михайлов
11 февраля 2019

Mike Birbiglia использует несколько из перечисленных приёмов по несколько раз в своём стендап-концерте My Girlfriend's Boyfriend
https://www.imdb.com/title/tt2937390/


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Хочу научиться сторителлингу О чём вести соцсети, чтобы привлекать клиентов? Есть правило в редполитике «писать названия сервисов так, как они сами называют себя» Хочу научиться сторителлингу




Недавно всплыло

Сайты для слабовидящих 1 2 2 2