x
 
Анастасия Исаченко
6 февраля 2019
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Клиенты, которые приходят в типографию к дизайнеру, очень не любят оставлять поля и хоть какой-то воздух в макете. Каждый второй в качестве правок приводит просьбу сделать текст ещё крупнее. Кто-то мотивирует это тем, что их клиенты пожилые люди, это я могу понять. Многим не видно будет. Остальные просто считают, что «если текст не кричит, то его никто не прочтёт».

Как сохранить баланс между нормальным количеством текста и воздуха, в котором глазу можно отдохнуть? И как помочь заказчику увидеть, что это проблема и ненормально не оставлять никаких полей?


Анастасия!

Про­блема слож­нее, чем вы её опи­сы­ва­ете. Воз­дух в макете не гаран­ти­рует, что текст про­чтут, а люди вполне в состо­я­нии одо­леть гору тек­ста. При­веду пару примеров.

Люди с удо­воль­ствием читают огром­ные объ­ёмы плотно и вре­ме­нами очень плохо свёр­стан­ного тек­ста без кар­ти­нок — книги:

Пира­миды. Терри Прат­четт

Книги читают ради инте­реса, раз­вле­че­ния, пользы, уби­ва­ния вре­мени. Конечно, хоро­шая вёрстка облег­чит чте­ние, но она не спа­сёт скуч­ный сюжет. Иными сло­вами, жажда раз­вле­че­ний и позна­ния, кото­рая тол­кает чело­века на чте­ние, силь­нее воз­мож­ного дис­ком­форта, свя­зан­ного с пло­хой вёрст­кой, боль­шим коли­че­ством букв, малень­кими полями и так далее.

Точно также я могу пред­ста­вить, как буду очень вни­ма­тельно изу­чать и читать банер на вашей фото­гра­фии, про­сто потому что мне срочно нужно рас­пе­ча­тать несколько листов А4. Да, банер урод­ли­вый, но мне пофиг, потому что мне очень нужно рас­пе­ча­тать листик.

Дру­гой вопрос, что из‑за неудач­ной вёрстки я могу не заме­тить завет­ные слова. В связи с этим посмот­рим на ещё один при­мер — пере­до­вицу газеты:

Строчки и блоки стоят довольно плотно, поля малень­кие. Можно ска­зать, что в этом плане пере­до­вица похожа на банер с фотографии.

Но разо­браться в инфор­ма­ции на пере­до­вице гораздо проще, потому что раз­ной сте­пени важ­но­сти сооб­ще­ния поданы по‑раз­ному. Самая важ­ная ста­тья орёт на чита­теля огром­ными крас­ными циф­рами 2018 и чёр­ными строч­ками заго­ловка. Менее важ­ные сооб­ще­ния гораздо скром­нее выве­дены в ушках наверху. Они не мешают пер­вым делом обра­тить вни­ма­ние на важ­ную тему и при этом — вни­ма­ние, глав­ная хит­рость! — доста­точно сильно отли­ча­ются от неё по массе, фор­мату и напол­не­нию, чтобы чита­тель их тоже заметил.

На пере­до­вице хорошо раз­де­лены глав­ные и вто­ро­сте­пен­ные эле­менты. Поэтому её доста­точно легко читать, не смотря на оби­лие слов и плот­ные поля. На банере каж­дое слово пыта­ется крик­нуть громче осталь­ных и он пре­вра­ща­ется в нераз­бор­чи­вую кашу:

С пер­вого взгляда про­хо­жий уви­дит слово «Типо­гра­фия» и, если пове­зёт, «Ксе­ро­ко­пию» и «Фак­си­миле» — потому что они выде­ля­ются цве­том и фоном.

Пред­ла­гаю запом­нить правило:

Выде­ляя всё, вы не выде­ля­ете ничего

Банер, веб‑стра­ница, обложка, пла­кат и любой дру­гой носи­тель, в кото­ром все эле­менты пыта­ются пере­кри­чать друг друга, заме­тен и счи­ты­ва­ется не лучше, чем набран­ный одним сти­лем текст. Только выгля­дит менее аккуратно.

Пра­вило рабо­тает не только в вёрстке.

На улице

Подъ­езд дома так плотно уве­шан рекла­мой, что неко­то­рые вывески повто­ря­ются по два и даже три раза, чтобы быть замет­нее соседей:

Нев­ский про­спект в Санкт‑Пебер­бурге, май 2014

А можно было бы иначе. Пусть рядом с две­рью можно пове­сить только огра­ни­чен­ное коли­че­ство выве­сок, а их раз­мер с рас­по­ло­же­нием жёстко регла­мен­ти­ро­ваны. Ска­жем, одна боль­шая, три сред­них и ещё шесть малень­ких. Покупка реклам­ного места орга­ни­зо­вана в фор­мате аук­ци­она: чем больше пла­тишь, тем на боль­шую вывеску можешь пре­тен­до­вать. Соот­вет­ственно, в любой момент твою самую боль­шую вывеску может занять твой сосед, потому что он запла­тил больше.

Из‑за того, что раз­меры и рас­по­ло­же­ние выве­сок про­ду­маны, они не спо­рят друг с дру­гом. Напри­мер, малень­кие вывески не пере­би­вают боль­шую и оста­ются заметными.

В голосовых объявлениях

В аэро­порту «Шере­ме­тьево» объ­яв­ле­ния о начале посадке или изме­не­нии гейта идут друг за дру­гом почти без оста­новки. Каж­дое сооб­ще­ние так щедро при­прав­лено вспо­мо­га­тель­ными дан­ными и бес­по­лез­ными сло­вами типа «Пас­са­жи­рам авиа­ком­па­нии», что самую важ­ную инфор­ма­цию — о том, что мне пора пла­тить за обед и бежать на посадку — легко пропустить:

Илья Бир­ман реко­мен­дует оста­вить в сооб­ще­ниях только город назна­че­ния, номер гейта и время до конца посадки:

Сооб­ще­ния ста­нут короче и будут зву­чать реже. Будет легче обра­тить на них вни­ма­ние и узнать то, кото­рое имеет отно­ше­ние именно ко мне. Потому что выде­лена только самая важ­ная информация.

В рекламе и нападайках

На сайте газеты «Гар­диан» на нового чита­теля в допол­не­ние к обыч­ной рекламе выва­ли­ва­ются напа­дайки с уве­дом­ле­нием про куки и при­гла­ше­нием дать газете денег:

Каж­дая отдельно взя­тая напа­дайка выгля­дит вполне сносно, но их одно­вре­мен­ная атака выши­бает из меня дух. Я зашёл ста­тью почи­тать, но где она? Как изба­виться от этих нави­са­ю­щих шту­ко­вин? Какая из них для меня важна, а какая нет? В какой после­до­ва­тель­но­сти надо всё читать? Проще закрыть и забыть это всё, как страш­ный сон.

А можно было бы спла­ни­ро­вать атаку после­до­ва­тельно. Если без уве­дом­ле­ния про куки никак не обой­тись, то пока­зать его сразу. Но при­гла­ше­ние дать денег можно пока­зать и потом: я же даже ни одной ста­тьи про­чи­тать не успел, с чего бы мне захо­теть что‑то жертвовать?

✸✸✸

Теперь о том, как быть с кли­ен­том. Я могу только пред­по­ла­гать, но мне кажется, что при­чина вашего затруд­не­ния в том, что вы обсуж­да­ете с кли­ен­том поля, отступы и раз­меры тек­ста — то есть, те вещи, в кото­рых он плохо разбирается.

Кли­енту кажется, что объ­яв­ле­ние будет плохо замет­ным и он про­сит вас испра­вить это един­ствен­ным извест­ным ему спо­со­бом: уве­ли­чить шрифт. Он не осо­знаёт, что это плохо повли­яет на дизайн в чём‑то дру­гом. Бес­по­лезно рас­ска­зы­вать кли­енту о тео­рии бли­зо­сти, якор­ных объ­ек­тах и дру­гих пра­ви­лах хоро­шей вёрстки — если даже начи­на­ю­щие дизай­неры не сразу пони­мают эти вещи, то почему пой­мёт кли­ент? Ему чхать на эти дизай­нер­ские замо­рочки. Ещё решит, что вы хотите сде­лать из него идиота.

Чтобы не всту­пать в изну­ри­тель­ные споры, я реко­мен­дую пере­во­дить диа­лог в плос­кость реше­ния задачи кли­ента. Почему он про­сит уве­ли­чить шрифт? Почему важно, чтобы было выде­лено именно это слово? Какая сила заста­вит его чита­те­лей одо­леть длин­ный текст до конца? Все эти вопросы каса­ются задачи вашего кли­ента. Их он будет обсуж­дать с боль­шей охо­той, чем дизай­нер­ские причуды.

При­веду ана­ло­гию. Пред­ста­вим, что я купил булочки в пекарне рядом с домом. Я их съел и они пока­за­лись мне недо­ста­точно слад­кими. Я ничего не пони­маю в выпечке и поду­маю, что дело в сахаре. И вот я при­хожу к пекарю и говорю ему: «Чувак, клади в свои булки побольше сахара!». Пекарю просьба кажется дикой, ведь он знает, что по какой‑нибудь при­чине его булочки от этого ста­нут хуже. Но если он узнает при­чину моей просьбы, то, вполне воз­можно, пред­ло­жит дру­гое реше­ние, бла­го­даря кото­рому булочки не испор­тятся, но ста­нут послаще. А может быть, он рас­ска­жет, как и с чем пра­вильно есть его булочки, чтобы они понра­ви­лись мне и без изме­не­ния рецепта.

Вот и вы, точно пред­став­ляя себе при­чину бес­по­кой­ства кли­ента, смо­жете пред­ло­жить луч­шее реше­ние. Бывает так, что оно лежит совсем не в той обла­сти, кото­рую пред­по­ла­гал кли­ент или вы.

Если я ока­зы­ва­юсь в ситу­а­ции, когда кли­ент созна­тельно про­сит сде­лать какую‑то вещь, кото­рая навре­дит чита­е­мо­сти тек­ста или замет­но­сти сооб­ще­ния, то я рас­ска­зы­ваю ему, почему не хотел бы это делать. Я исполь­зую при­мерно те же аргу­менты, что при­вёл выше, и ста­ра­юсь про­де­мон­стри­ро­вать про­блему на при­мере нашего с кли­ен­том про­екта. Бывает, что кли­ент согла­ша­ется с моими дово­дами и мы сни­маем заме­ча­ние. А бывает, что мои объ­яс­не­ния помо­гают кли­енту сфор­му­ли­ро­вать свои опа­се­ния так, чтобы я нако­нец‑то понял, почему он хочет что‑то изме­нить. В этот момент важно хоро­шенько рас­пах­нуть уши и слушать.

P. S. Это был совет по средам о вёрстке и типографике в вебе. Хотите знать всё об интерлиньяжах, полях, отступах, кеглях, выравниваниях и модульных сетках? Присылайте вопросы.
Типографика и вёрстка — дисциплина Школы дизайнеров. Набор открыт до 12 августа или пока есть свободные места.
 

Поделиться
Отправить

Комментарии

Миша Нозик
23 февраля 2019

Не могу не отметить, что Эдуард неплохо поработал с выделением элементов. Куча разрозненных слов собрались в явно отличающиеся по цвету и размеру блоки, а заголовок «Типография» стал ещё более заметен.

Следующим этапом нужно понять, правильно ли сгруппированы слова — есть шанс, что это поможет упростить ориентирование в них ещё сильнее.

Эдуард Сафронский
6 февраля 2019

Полезный иногда дизайнерский метод: расслабься и получай удовольствие. Заключается в том, что когда нет сил топить за идеал, просто принимаешь ограничения заказчика как данность и в рамках этих ограничений делаешь максимально круто.

Вы устали от борьбы за отступы и прочие догматы современного дизайнера. Но при этом, если приглядеться, ограничение вашей сферы подталкивает вас к уникальному модульному плакатному стилю. И как по волшебству ваша проблема превращается в преимущество:


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Заказчик присылает правки по макету, а я считаю, что они всё испортят :-( Артём, пытаюсь не допустить настойчивого предложения сделать выключку текста по ширине в вебе 10 2




Недавно всплыло

Хочу научиться сторителлингу 9 Хочу научиться сторителлингу 2 Как найти себе замену 1 Как в бюро верстают электронные письма и рассылки. Третья часть: рассылки Школы и Издательства бюро 1