x
 
Люда Сарычева
17 февраля 2019
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Продолжение о драматургии в информационном тексте. Книги


Драматургия в информационном тексте

Это чет­вёр­тая и заклю­чи­тель­ная часть сове­тов о дра­ма­тур­гии в инфор­ма­ци­он­ном тек­сте. В этот раз сове­тую книги. Сна­чала два исследования.

Драматургия в информационном тексте

Джо­зеф Кэм­п­белл, «Тыся­че­ли­кий герой». Эта книга рас­ска­зы­вает о пути героя в мифах. Автор ана­ли­зи­рует мифы со всего света и на их при­мере объ­яс­няет, какой путь про­хо­дит герой, какие пре­пят­ствия пре­одо­ле­вает и чем закан­чи­ва­ется стран­ствие. В итоге скла­ды­ва­ется струк­тура раз­ви­тия собы­тий, кото­рая лежит в основе всех исто­рий. Боль­шой, серьёз­ный труд, кото­рый обо­га­щает и раз­ви­вает эрудицию.

Вла­ди­мир Пропп, «Мор­фо­ло­гия вол­шеб­ной сказки». Пропп — фило­лог‑фольк­ло­рист. Он иссле­до­вал сказки, про­ана­ли­зи­ро­вал и разо­брал их струк­туру. Пропп выде­лил трид­цать одну функ­цию пер­со­на­жей в сказке. Напри­мер, есть функ­ции «Герой поки­дает дом» или «В рас­по­ря­же­ние героя попа­дает вол­шеб­ное сред­ство». На этих функ­циях фор­ми­ру­ется сюжет истории.

Вме­сте с функ­ци­ями Пропп ана­ли­зи­рует дей­ству­ю­щих лиц. Он выде­лил семь кате­го­рий: герой, вре­ди­тель, дари­тель, вол­шеб­ный помощ­ник, отпра­ви­тель, лож­ный герой и царевна. Пропп опи­сы­вает, как каж­дый из этих пер­со­на­жей вво­дятся в повест­во­ва­ние и какие у них мотивы.

Две эти книги — иссле­до­ва­ния, в кото­рых нет пря­мой цели рас­ска­зать чита­телю о зако­нах дра­ма­тур­гии. Авторы иссле­до­вали мифы и сказки, разо­брали их на состав­ля­ю­щие эле­менты и нашли зако­но­мер­но­сти. Их полезно про­чи­тать, чтобы пони­мать, как рож­да­ются и по каким зако­нам раз­ви­ва­ются исто­рии. Вме­сте с этими кни­гами я сове­тую про­чи­тать руко­вод­ства по напи­са­нию дра­ма­ти­че­ских про­из­ве­де­ний и сценариев.

Роберт Макки, «Исто­рия на мил­лион дол­ла­ров». Это книга о дра­ма­тур­гии в кино. Она снаб­жает базо­выми зна­ни­ями о постро­е­нии сце­на­риев. Роберт Макки начи­нает с объ­яс­не­ния основ­ных поня­тий: что такое «кадр», «сцена», «акт», «эпи­зод». А потом рас­ска­зы­вает о раз­ра­ботке сюжета, кон­флик­тов, ком­по­зи­ции, харак­тере пер­со­нажа. Всё это автор объ­яс­няет на при­ме­рах из кино.

Мне было тяжело читать книгу из‑за стиля изло­же­ния и упо­ми­на­ния филь­мов, о кото­рых я слы­шала впер­вые. Но «Исто­рия на мил­лион дол­ла­ров» стоит уси­лий и вре­мени. Думаю, пользы будет ещё больше, если знать фильмы, кото­рые в ней упоминаются.

Джеймс Фрэй, «Как напи­сать гени­аль­ный роман». Эта книга — для писа­те­лей. Она учит созда­вать инте­рес­ных пер­со­на­жей, выстра­и­вать кон­фликты и пра­вильно раз­ви­вать сюжет. Книга легко чита­ется, и даёт хоро­шее пони­ма­ние зако­нов драматургии.

Даниил Аль, «Основы дра­ма­тур­гии». Это учеб­ник для сту­ден­тов. Он, как и дру­гие книги, рас­ска­зы­вает о постро­е­ние кон­флик­тов и сюже­тов, но допол­ни­тельно объ­яс­няет осо­бен­ность дра­ма­ти­че­ских про­из­ве­де­ний. Это даёт хоро­шее пони­ма­ние того, что такое драма и чем она отли­ча­ется от дру­гих родов лите­ра­туры. В каче­стве при­ме­ров Аль исполь­зует клас­си­че­ские пьесы и тра­ге­дии, кото­рые мно­гим зна­комы: про­из­ве­де­ния Шекс­пира, Гоголя, Ост­ров­ского. Мне это помогло лучше усво­ить тео­ре­ти­че­ский материал.

Кроме книг по дра­ма­тур­гии, я счи­таю полез­ным про­чи­тать хоро­шие труды по пси­хо­ло­гии. Это нужно, чтобы лучше про­ду­мы­вать харак­тер и поступки пер­со­на­жей, пони­мать внут­рен­ние про­ти­во­ре­чия и мотивы. Тогда пер­со­нажи‑зло­деи ока­жутся глу­бо­кими, непо­ня­тыми, инте­рес­ными. Вот, напри­мер, Джо­кер. Он зло­дей и анти­ге­рой, но если при­смот­реться к его моти­вам, начи­на­ешь пони­мать поступки этого пер­со­нажа, хотя и не оправ­ды­ва­ешь их.

Я читала не так много книг по пси­хо­ло­гии. Смело могу реко­мен­до­вать Эрика Берна «Игры, в кото­рые играют люди» и Карла Юнга «Архе­тип и сим­вол». Ещё реко­мен­да­ции книг по пси­хо­ло­гии можно под­смот­реть у Людвига Быстроновского.

И напо­сле­док. Я думаю, чтобы научиться выстра­и­вать драму, исполь­зо­вать её, нужно учиться не только драме. Важно уметь нахо­дить про­ти­во­ре­чия в людях, ситу­а­циях и явле­ниях; выяв­лять зако­но­мер­но­сти и мотивы; не давать поверх­ност­ных оце­нок; зада­вать вопросы и про­ни­кать вглубь. Всё это тре­бует бога­того жиз­нен­ного опыта. При­чём я верю, что самый силь­ный жиз­нен­ный опыт — это невзгоды и труд­но­сти. А потом обще­ние с людьми, искрен­ний инте­рес к ним. И после этого книги, путе­ше­ствия, еда, музеи, театры, науч­ное зна­ние. Вряд ли кто‑то захо­чет пере­жить невзгоды ради того, чтобы научиться дра­ма­тур­гии, но этим можно себя под­бад­ри­вать в труд­ные времена.

Пред­ла­гаю ува­жа­е­мым совет­чи­кам допол­нить спи­сок книг в комментариях.

Текст и редактура — дисциплина Школы редакторов. Набор открыт до 12 августа или пока есть свободные места.
 

Поделиться
Отправить

Комментарии

Евгений Удод
21 февраля 2019

Джеймс Фрэй, «Как написать гениальный детектив» – мне понравилась намного больше, чем «…роман». Для сторителлинга подходит даже лучше, на мой взгляд, так как упор делается на создание интриги: с чего начать, что оставить за кадром, что показать потом и т. д.

Михаил Новиков
6 марта 2019

У Коль Нэфлик (Cole Knaflic) есть книга «Storytelling with data». Там в седьмой главе хороший обзор принципов сторителинга для тех, кто делает дэшборды, отчеты и презентации с данными.

Антон Краснов
28 марта 2019

Василий Шукшин, «Как я понимаю рассказ»;
Константин Паустовский, «Золотая роза»;
Юрий Бондарев, «Поиск истины»;
Повести и рассказы Антона Чехова.

Екатерина Буянкина
27 февраля 2019

Ещё есть книга «Путь героини», где драму переживает женщина. И сценаристы говорят, что это совсем другая история.

Сергей Перевозчиков
23 июня 2019

Драмы и сюжеты нравятся у Терри Гудкайнда. Особенно в восторге от его «Скверны»: читал 5 дней подряд и не мог оторваться даже за едой. Его фишка — в поступках персонажей.

Гудкайнд, кстати, — ученик Айн Рэнд по части объективизма: продолжает дело Рэнд через книги.

Роман Трамвай
17 февраля 2019

Блейк Снайдер, «Спасите котика! И другие секреты сценарного мастерства»

Ярослав Кикавец
17 февраля 2019

Кристофер Воглер, «Путешествие писателя».

Алексей Фёдоров
17 февраля 2019

Добавлю к списку «Искусство беллетристики», Айн Рэнд — автор «Атлант расправил плечи». Книгу рекомендуют писателям и читателям. Рэнд рассказывает об этапах написания романа: тема, идея, персонажи, конфликт. Всё это пригодится и для написания статьи.

А ещё Айн Рэнд уделяет внимание чистоте текста — призывает бороться с абстрактными описаниями. Инфостильно :-)

Сергей Серёгин
18 февраля 2019

А. Митта, «Кино между раем и адом». Концентрированно и подробно о драме.

Игорь Росляков
19 февраля 2019

Говард Д., Мабли Э. — «Как работают над сценарием в Южной Калифорнии»
Самое понятное из всего, что читал на эту тему. Половина книги посвящена примерам — анализу фильмов по системе в книге. Есть разбор «Гамлета», «Бриллиантовой руки», «Москва слезам не верит».

Н. Кононов — «Автор, ножницы, бумага»
Не такая структурированная книга, как у Говарда и Мабли. Когда читал, отдельно помечал полезные и понятные места и советы.

Индик У. — «Психология для сценаристов. Построение конфликта в сюжете»
Тоже не очень понятная книга, много про психологию. Поделена на психологические приемы по школам — Фрейд, Юнг и т. д.


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

На мой взгляд, плакат неудачный 1 7 Насколько велико различие писательского дела в B2B и B2C? 6




Недавно всплыло

В бюро есть таймтрекинг для сотрудников? 5 4 Как в бюро верстают электронные письма и рассылки. Третья часть: рассылки Школы и Издательства бюро 1 2