x
 
Никита Б.
3 марта 2019
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Вопрос к Людмиле. Что писать в подписи к фотографии, если по самой фотографии всё очевидно? Вот я пишу статью о кофейне и привожу фотографию интерьера. Очевидно же, что это интерьер этой кофейни, ничего нового не напишешь.


Никита!

Не согла­шусь, что к оче­вид­ной фото­гра­фии нельзя напи­сать ничего нового. Все­гда есть детали и исто­рии, кото­рые можно рас­крыть в подписи.

Раз­бе­рём на при­мере, близ­ком к вашей теме. Автор пишет интер­вью с вла­дель­цем кафе и ста­вит фото­гра­фию этого кафе. Кажется, ничего нового здесь не напи­шешь: кафе оно и есть кафе. Появ­ля­ется соблазн к оче­вид­ной фото­гра­фии поста­вить оче­вид­ную подпись:

Под­пись оче­вид­ная. Чита­тель в состо­я­нии понять, что перед ним инте­рьер кафе, о кото­ром напи­сано в интер­вью. Такая под­пись не заин­те­ре­со­вы­вает чита­теля и не обо­га­щает мате­риал

Под­пись к фото­гра­фии — это мостик в текст: чита­тель видит фото­гра­фию, читает под­пись, заин­те­ре­со­вы­ва­ется и при­ни­ма­ется за ста­тью. Но чтобы это про­изо­шло, автору нужно пре­вра­тить под­пись в исто­рию. Я знаю три спо­соба это сделать.

Доба­вить кон­тек­ста о съёмке. Автор фото­гра­фии делает сни­мок в каких‑то усло­виях. Если их опи­сать, чита­тель почув­ствует себя на месте фотографа.

Малень­кое при­ме­ча­ние о погоде нельзя назвать исто­рией, и в то же время она погру­жает чита­теля в кон­текст, даёт почув­ство­вать то, что чув­ство­вал автор фото­гра­фии

Этот спо­соб даёт осо­бенно силь­ный резуль­тат, если фото­граф делает репор­таж­ные снимки или сни­мает дикую при­роду. Сама фото­гра­фия может пока­зы­вать про­сто кусок земли, но если фото­граф снял его из окопа во время обстрела, она сразу при­об­ре­тает ценность.

Опи­сать деталь. Автор выби­рает неболь­шую деталь на фото­гра­фии и рас­ска­зы­вает о ней. Так он обра­щает вни­ма­ние чита­теля на эту деталь и рас­ска­зы­вает то, что не впи­са­лось бы в основ­ную статью.

В подпи­си появ­ля­ется исто­рия, кото­рой нет в ста­тье. Даже если чита­тель не про­чи­тает ста­тью, он по фото­гра­фии с под­пи­сью полу­чит само­до­ста­точ­ный кусо­чек инфор­ма­ции

Цен­ность такой подпи­си ещё в том, что даже при бег­лом про­смотре ста­тьи она посы­лает чита­телю сиг­нал, что здесь интересно.

Вклю­чить вооб­ра­же­ние. Ещё один спо­соб — рас­ска­зать о чём‑то, что не вошло в кадр, но свя­зано с ним. Так мы вклю­чаем вооб­ра­же­ние чита­теля, чтобы он сам допол­нил фото­гра­фию историей.

Эта под­пись рас­ска­зы­вает о бар­ной стойке, кото­рой не видно на фото­гра­фии. Но при этом под­пись свя­зана с содер­жи­мым кадра: «Вот есть бар­ная стойка, это вид с неё». Чита­телю легко пред­ста­вить себя на месте бар­мена

Разу­ме­ется, не надо опи­сы­вать деталь, у кото­рой почти нет связи с кад­ром. В нашем слу­чае это было бы так: «Бар­ная стойка не вошла в кадр, но о ней хочется рас­ска­зать. Стойка сде­лана из мас­сива дуба. Она такая широ­кая, что сво­бодно вме­щает сорок буты­лок с алко­го­лем». В этом слу­чае умест­нее поста­вить фото­гра­фию бар­ной стойки.

Под­пись к фото­гра­фии — мощ­ный инстру­мент для управ­ле­ния вни­ма­нием. Ино­гда класс­ные подпи­си вытя­ги­вают сла­бый мате­риал и, нао­бо­рот, силь­ный мате­риал при бег­лом про­смотре пока­жется без­дар­ным из‑за скуч­ных подпи­сей. Поэтому я сове­тую редак­то­рам уде­лять как можно больше вни­ма­ния подписям.

P. S. Это был воскресный совет об информационном стиле и редактуре текста. Присылайте вопросы

Текст и редактура — дисциплина Школы редакторов. Набор весной. Оставьте почту, и мы напишем вам, когда откроется следующий набор.
 

Поделиться
Отправить

Комментарии

Алексей Евдокимов
3 марта 2019

Осмысленная подпись к картинке — это хорошо, но недостаточно. Товарищи! Используйте ALT и TITLE для тега IMG, пишите в них простое буквальное описание изображения (в данном случае именно «Фотография интерьера кафе»). Слабовидящие пользователи со скринридерами скажут вам огроменное спасибо.

Алекс Зотов
22 часа назад

А можно еще 4-й способ добавить. Сделайте качественную яркую фотографию, более вдумчиво, тогда ее будет интересней рассматривать и будет о чем написать.

А так 3-й вариант вообще прекрасно под этот пример.

Люда Сарычева
5 часов назад

Алекс, не согласна. Читателю в любом случае надо подсказать, что здесь делает эта фотография, на что обратить внимание. Чем интереснее и ярче фотография, тем богаче будет к ней подпись.


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Как уведомить клиента о повышении цены? Что думаете о таком сторителлинге? 3 Как находить подход к капризным авторам? Клиент: «Ой я так занят! Как только смогу, так и пришлю»




Недавно всплыло

2 При клике на кнопку нужно плавно прокрутить страницу к форме 2 Сайты для слабовидящих 2 В бюро есть таймтрекинг для сотрудников? 5