x
 
Надежда Кузнецова
10 марта 2019
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Я редактор группы в социальной сети, работаю с разными авторами. Многие из них никогда не изучали, как писать тексты. Они просто разбираются в своей профессиональной области и пишут по ней заметки.

Читатели группы на 95% — это люди со стороны, которые в этой области не разбираются. Моя задача — помочь автору отредактировать текст, чтобы он был понятен и полезен читателям-новичкам в этой области.

Вот тут и начинаются проблемы. Большинство авторов адекватно и конструктивно воспринимают предлагаемые правки и просьбы доработать текст, а потом говорят спасибо, так как хорошие тексты собирают лайки, репосты и приводят в итоге к ним клиентов.

Но пара-тройка авторов воспринимают редактуру как вторжение в их личное пространство на грязном бульдозере. Говорят: «Если всё причесать, исчезает искренность» или «Текст перестает быть моим».И тут прямо не знаю, как и что им говорить, ведь мы добавили примеров, сделали логические связки, убрали корявости, разбили на абзацы, придумали заголовок… Текст для читателя стал легче и понятнее! Но это, оказывается, не аргумент.

В работе с авторами я по каждому кусочку текста подробно простыми словами объясняю, в чём проблема, как это воспримет читатель, как это отразится на восприятии текста, и предлагаю варианты изменений.

Как находить подход к таким капризным авторам? Или ну их, и работать только с трезвомыслящими? Все равно без редактуры у нас ничего не публикуется.


Надежда, есть много путей, у каж­дого свои последствия.

Если про­дол­жать уго­ва­ри­вать каприз­ных авто­ров, часть из них вы в итоге убе­дите аргу­мен­тами или возь­мёте измо­ром. Вы полу­чите на сколько‑то больше ста­тей. Но авторы скоро устра­нятся из такой работы: тяжело писать, если ты в посто­ян­ном кон­фликте с редактором.

Можно отка­заться от работы с каприз­ными авто­рами: мол, «вы не уме­ете писать, так еще и не слу­ша­ете редак­тора! Пшел вон!» Будут обиды: автор уве­рен, что он пре­кра­сен, а вы снобы, не даете ему самовыражаться.

Мне больше нра­вится работа на при­ме­рах. Пока­зы­ва­ете при­мер самых кас­со­вых ваших ста­тей с такими словами:

«Ува­жа­е­мый, мы пуб­ли­куем заметки вот в таком стиле, они нра­вятся нашим чита­те­лям. Мы ува­жаем ваш стиль, но в нашей группе при­нято иначе. Если вы захо­тите писать в нашем стиле, мы вам помо­жем. Если нет — мы про­сто изда­ние не для вас. Посмот­рите такую‑то группу, там стиль ближе к вашему».

Сме­ните борьбу на спо­кой­ствие. Вы не пере­де­лы­ва­ете текст дру­гих авто­ров, а помо­га­ете им сде­лать текст, кото­рый понра­вится вашему чита­телю. Если автору это неин­те­ресно, то не нужно друг друга насиловать.

Тут ещё важно поду­мать, что не все­гда ваш стиль рабо­тает. Под­за­го­ловки, при­меры, логи­че­ские связки — это здо­рово, но есть ведь и люби­тели дру­гого тек­ста. Есть люди, кото­рым важны эмо­ции, стиль и кру­жева слов; чтобы бес­связ­ная патока лилась меж стра­ниц, пере­сы­пан­ная слу­чай­ными смай­ли­ками; чтобы было чув­ство, будто пре­крас­ная фея тек­ста наелась тек­сто­вой слад­кой ваты, пере­ва­рила её в чер­то­гах сво­его небес­ного ума, и резуль­тат этого пере­ва­ри­ва­ния хлы­нул с листов мощ­ным пото­ком в жаж­ду­щие новых тек­сто­вых впе­чат­ле­ний глаза бла­го­дар­ных читателей.

Дайте воз­мож­ность автору напи­сать и такое тоже. Про­сто не у вас.

Текст и редактура — дисциплина Школы редакторов. Набор открыт до 12 августа или пока есть свободные места.
 

Поделиться
Отправить

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

1 О чём вести соцсети, чтобы привлекать клиентов? 2 Есть правило в редполитике «писать названия сервисов так, как они сами называют себя» 2 Почему в бюро пишут «Гугль», а не «Гугл»? 1




Недавно всплыло

2 Как в бюро верстают электронные письма и рассылки. Третья часть: рассылки Школы и Издательства бюро 1 2 Сайты для слабовидящих 2