x
 
Антон
17 марта 2019
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Встретил пример сторителлинга в интернете. Что о таком думаете?

Заходит собственник бизнеса в метро, садится, а рядом дедуля сидит. Дедуля смотрит на собственника бизнеса и спрашивает:

— А что так пригрустнул, молодой человек?

— Да вот, не понимаю, что делаю не так. Сотрудники вообще работать нормально не хотят. Прошёл курсы управления, нанял специалиста по мотивации, назначил всем показатели эффективности, плачу квартальные премии за перевыполнение, отправляю лучших сотрудников в Грецию раз в год, устраиваю корпоративы за счёт компании, а они как ходили по пять раз в день чай пить, так и ходят. Хоть увольняй всех.

— Сынок, а зарплату-то белую платишь?

Собственник бизнеса смутился:

— Ну, частично.

— Смотри, ты можешь тратить кучу денег на мотивацию, а сотрудники еще сильнее расслабятся. А можешь перейти на белую зарплату, чтобы они чувствовали ответственность за своё будущее и начали хорошо работать и зарабатывать.

Собственник бизнеса, поражённый глубиной совета, спрашивает:

— Но как же мне перейти на белую зарплату? Налоговая сразу всё поймёт и доначислит налогов за все эти годы!

— А ты обратись в бюро «Белая зарплата», и они тебе всё устроят.


Антон!

При­мер неубедительный.

В начале стран­ное погру­же­ние в кон­текст — «захо­дит в метро соб­ствен­ник биз­неса». Обычно в метро захо­дит про­сто чело­век, а потом уже выяс­ня­ется, что он соб­ствен­ник биз­неса. Дру­гое дело, если бы ситу­а­ция раз­во­ра­чи­ва­лась в баре, потому что «Захо­дит кто‑то в бар...» — это начало тысячи анек­до­тов: захо­дит бес­ко­неч­ное число мате­ма­ти­ков в бар, захо­дит гелий в бар. А ино­гда и весь анек­дот — «Захо­дит дав­ле­ние в один бар в один бар». Здесь сразу назвать героя соб­ствен­ни­ком биз­неса было бы уместно, а в метро это выгля­дит нарочито.

Пер­со­нажи непо­сле­до­ва­тель­ные: дедуля сна­чала раз­го­ва­ри­вает как дедуля, а потом — как бизнес‑коуч.

Диа­лог тоже фаль­ши­вый. Как‑то странно, что соб­ствен­ник биз­неса так откро­венно делится про­бле­мами со слу­чай­ным пас­са­жи­ром в метро, да ещё при­зна­ётся, что пла­тит не белую зарплату.

И глав­ная про­блема — неубе­ди­тель­ная, фаль­ши­вая раз­вязка: купи эту услугу, и она решит все про­блемы. Оче­видно же, что это неправда, поэтому выгля­дит наро­чито и неесте­ственно. Реклам­ный сто­ри­тел­линг полу­ча­ется класс­ным, когда на про­дукте завя­зан кон­фликт и сюжет, но он не ста­но­вится глав­ным героем. Про­дукт в этом слу­чае будет как бы моти­вом для поступ­ков героев:

Захо­дят в бар рабо­то­да­тель, спе­ци­а­лист по моти­ва­ции и обналь­щик, а бар­мен им говорит:

— Про­сти, Илюха, в серую больше не наливаем.

Можно при­ду­мать исто­рию, как бар­мен нали­вает не сто грам­мов виски, а сто минус налоги и взносы. Или чтобы к соб­ствен­нику биз­неса посту­чали в дверь и спро­сили «Не хотите пого­во­рить о белой зар­плате?». Суть в том, чтобы не рекла­ми­ро­вать про­дукт в лоб, не делать про­дукт героем‑спа­си­те­лем, а завя­зать на нём конфликт.

P. S. Это был воскресный совет об информационном стиле и редактуре текста. Присылайте вопросы

Текст и редактура — дисциплина Школы редакторов. Набор закрыт. Оставьте почту, и мы напишем вам, когда откроется следующий набор.
 

Поделиться
Отправить

Комментарии

Андрей Стифеев
17 марта 2019

Отличная жизненная история, всегда так делаем. Ко мне в метро часто подсаживаются с вопросом: «Слушай, я кодер, не подскажешь мне, в какой строке у меня ошибка» или «Не могу свести квартальный баланс, помоги бабушке, что ты в телефон уткнулся, бабушке помоги, говорю, быра!»

Алексей Фёдоров
18 марта 2019

Не каждая история — сторителлинг. В 90-х МММ рекламировали роликами в виде небольших историй успеха — купил дедушка ваучер за десять рублей, через день пришёл забирать деньги, получил пятнадцать. Или в газетах рекламные истории о средствах для потенции или от ревматизма. «У меня были проблемы, а Петрович рассказал про Х и теперь у меня всё хорошо.» Но это же не сторителлинг.

В моём понимании, сторителлинг — это про реальных людей, а не про «буратинок». Вот тогда он работает.

Михаил Тучин
18 марта 2019

>А можешь перейти на белую зарплату, чтобы они чувствовали ответственность за своё будущее
Конец немного предсказуем. Где-то с середины истории было такое чувство, что в конце будут либо веганы/антиГМОшники/сектанты, пытающиеся обратить в свою веру, либо хитрые бизнесмены, впаривающие свой продукт, либо госчиновники, рассказывающие, как надо платить налоги/переходить на зелёный/любить отечество. Так и вышло.


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Как структурировать инструкцию пользователя? Клиент публикует текст с изменениями, которые я не вносила 2 3 Как рассказать о себе в видеоформате при заявлении на работу? 1




Недавно всплыло

При клике на кнопку нужно плавно прокрутить страницу к форме 2 Как в бюро верстают электронные письма и рассылки. Третья часть: рассылки Школы и Издательства бюро 1 В бюро есть таймтрекинг для сотрудников? 5 4