x
 
Михаил Шубин
26 марта 2019
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Вопрос Илье Бирману.

Меня давно терзает один вопрос относительно транспортных схем. У меня четкое ощущение, что если уж и стоит делать схему, полезную людям, то она должна включать в себя все виды общественного транспорта (помимо разве что метро).

Когда мы говорим о схемах метро — всё понятно. Метро — это обособленный транспорт. По сути для человека это телепорт. На такой схеме достаточно указать несколько ориентиров, основные вокзалы и аэропорты, и всё. Получается вполне рабочий удобный инструмент.

Но я не могу понять реальное применение схемы например только трамваев или только автобусов. Для любого человека автобусы, маршрутки, троллейбусы и трамваи — это единая система. Обычно не очень важно на каком виде транспорта ты поедешь, важно откуда и куда ты хочешь добраться.

Как по мне имеет смысл два вида схем общественного транспорта:
1. В каждом автобусе, троллейбусе, трамвае должна висеть схема конкретно этого маршрута с ориентирами по местности. Что ты примерно будешь проезжать пока двигаешься по маршруту.
2. Отдельно должна быть схема всего транспорта города. По ней ты уже прокладываешь свой маршрут из точки А в точку Б вне зависимости от вида транспорта. В крупных городах такая схема получится перегруженной, но это уже другой разговор.

Собственно мои вопросы:
1. Имеют ли смысл мои соображения? Какой прикладной смысл в схеме движения отдельных видов транспорта?
2. Были ли прецеденты в истории, когда на одной схеме полноправно были указаны все виды транспорта города?
3. Зачем вообще в наше время делать любые обобщенные схемы (кроме метро), если все уже давно пользуются для составления маршрута приложениями в телефоне? И там это сделать реально гораздо удобнее, нежели по схеме.


Ваши рас­суж­де­ния имеют смысл :‑)

Вы резонно отде­ля­ете метро от дру­гих видов транс­порта, но гра­ница может про­хо­дить и в дру­гом месте. Ска­жем, во мно­гих горо­дах Европы метро и город­ские элек­трички — это еди­ная система, и они пока­заны на одной схеме, без назем­ного транс­порта (но авто­бусы в аэро­порт на этой схеме всё равно есть).

В Рос­сии мы при­выкли счи­тать тройку «трам­вай, авто­бус, трол­лей­бус» вза­и­мо­за­ме­ня­е­мыми видами назем­ного транс­порта, есть даже аббре­ви­а­тура ТАТ. А где‑то трам­вай вполне может отно­ситься к ско­рост­ным видам транс­порта: в отли­чие от авто­бу­сов и трол­лей­бу­сов он не стоит в пробке. В Лон­доне вот с недав­них пор трам­ваи пока­зы­вают на схеме метро.

Или вот есть в Москве авто­бус­ная сеть «Маги­страль». На её схеме пока­заны ско­рост­ные авто­бусы и неко­то­рые ещё авто­бусы, но не все вообще авто­бусы Москвы. Эта схема очень полезна несмотря на то, что не полна.

Схемы отдель­ных видов транс­порта могут появиться и по орга­ни­за­ци­онно‑поли­ти­че­ским при­чи­нам. Не во всех горо­дах есть внят­ные транс­порт­ные вла­сти; ино­гда за каж­дый вид транс­порта отве­чает своё под­раз­де­ле­ние чего‑нибудь. Ини­ци­а­тива сде­лать схему может вообще воз­ник­нуть в кон­крет­ном трам­вай­ном депо № 2, кото­рое обслу­жи­вает только часть марш­ру­тов. Такая схема сильно менее полезна, чем схема всего транс­порта, но всё же лучше, чем ничего.

Глава ещё не вышла на момент написания этого совета

Во вто­рой части моей книги «Дизайн транс­порт­ных схем» есть глава «Охват», там я как раз рас­смат­ри­ваю раз­ные при­чины пока­зы­вать на схеме только части транс­порт­ной сети.

Глава ещё не вышла на момент написания этого совета

Про все вообще виды транс­порта на одной схеме я вопро­сом не зада­вался, но кажется, что в этом нет ничего осо­бен­ного, если город неболь­шой и транс­порта не много. А утвер­жде­ние про «всех», кото­рые поль­зу­ются теле­фо­ном, мне пред­став­ля­ется ложным.

Интерфейс и информация — дисциплина Школы дизайнеров. Набор открыт до 12 августа или пока есть свободные места.
 

Поделиться
Отправить

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

1




Недавно всплыло

Хочу научиться сторителлингу 9 При клике на кнопку нужно плавно прокрутить страницу к форме 2 В бюро есть таймтрекинг для сотрудников? 5 4