x
 
Михаил Шубин
26 марта 2019
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Вопрос Илье Бирману.

Меня давно терзает один вопрос относительно транспортных схем. У меня четкое ощущение, что если уж и стоит делать схему, полезную людям, то она должна включать в себя все виды общественного транспорта (помимо разве что метро).

Когда мы говорим о схемах метро — всё понятно. Метро — это обособленный транспорт. По сути для человека это телепорт. На такой схеме достаточно указать несколько ориентиров, основные вокзалы и аэропорты, и всё. Получается вполне рабочий удобный инструмент.

Но я не могу понять реальное применение схемы например только трамваев или только автобусов. Для любого человека автобусы, маршрутки, троллейбусы и трамваи — это единая система. Обычно не очень важно на каком виде транспорта ты поедешь, важно откуда и куда ты хочешь добраться.

Как по мне имеет смысл два вида схем общественного транспорта:
1. В каждом автобусе, троллейбусе, трамвае должна висеть схема конкретно этого маршрута с ориентирами по местности. Что ты примерно будешь проезжать пока двигаешься по маршруту.
2. Отдельно должна быть схема всего транспорта города. По ней ты уже прокладываешь свой маршрут из точки А в точку Б вне зависимости от вида транспорта. В крупных городах такая схема получится перегруженной, но это уже другой разговор.

Собственно мои вопросы:
1. Имеют ли смысл мои соображения? Какой прикладной смысл в схеме движения отдельных видов транспорта?
2. Были ли прецеденты в истории, когда на одной схеме полноправно были указаны все виды транспорта города?
3. Зачем вообще в наше время делать любые обобщенные схемы (кроме метро), если все уже давно пользуются для составления маршрута приложениями в телефоне? И там это сделать реально гораздо удобнее, нежели по схеме.


Ваши рас­суж­де­ния имеют смысл :‑)

Вы резонно отде­ля­ете метро от дру­гих видов транс­порта, но гра­ница может про­хо­дить и в дру­гом месте. Ска­жем, во мно­гих горо­дах Европы метро и город­ские элек­трички — это еди­ная система, и они пока­заны на одной схеме, без назем­ного транс­порта (но авто­бусы в аэро­порт на этой схеме всё равно есть).

В Рос­сии мы при­выкли счи­тать тройку «трам­вай, авто­бус, трол­лей­бус» вза­и­мо­за­ме­ня­е­мыми видами назем­ного транс­порта, есть даже аббре­ви­а­тура ТАТ. А где‑то трам­вай вполне может отно­ситься к ско­рост­ным видам транс­порта: в отли­чие от авто­бу­сов и трол­лей­бу­сов он не стоит в пробке. В Лон­доне вот с недав­них пор трам­ваи пока­зы­вают на схеме метро.

Или вот есть в Москве авто­бус­ная сеть «Маги­страль». На её схеме пока­заны ско­рост­ные авто­бусы и неко­то­рые ещё авто­бусы, но не все вообще авто­бусы Москвы. Эта схема очень полезна несмотря на то, что не полна.

Схемы отдель­ных видов транс­порта могут появиться и по орга­ни­за­ци­онно‑поли­ти­че­ским при­чи­нам. Не во всех горо­дах есть внят­ные транс­порт­ные вла­сти; ино­гда за каж­дый вид транс­порта отве­чает своё под­раз­де­ле­ние чего‑нибудь. Ини­ци­а­тива сде­лать схему может вообще воз­ник­нуть в кон­крет­ном трам­вай­ном депо № 2, кото­рое обслу­жи­вает только часть марш­ру­тов. Такая схема сильно менее полезна, чем схема всего транс­порта, но всё же лучше, чем ничего.

Глава ещё не вышла на момент написания этого совета

Во вто­рой части моей книги «Дизайн транс­порт­ных схем» есть глава «Охват», там я как раз рас­смат­ри­ваю раз­ные при­чины пока­зы­вать на схеме только части транс­порт­ной сети.

Глава ещё не вышла на момент написания этого совета

Про все вообще виды транс­порта на одной схеме я вопро­сом не зада­вался, но кажется, что в этом нет ничего осо­бен­ного, если город неболь­шой и транс­порта не много. А утвер­жде­ние про «всех», кото­рые поль­зу­ются теле­фо­ном, мне пред­став­ля­ется ложным.

Интерфейс и информация — дисциплина Школы дизайнеров. Набор закрыт. Опоздавшим: оставьте нам почту, и мы напишем вам, пока есть свободные места.
 

Поделиться
Отправить

Комментарии

Володя Колпаков
26 марта 2019

«Все пользуются телефонами» слабый аргумент ещё и по той причине, что телефон банально может сесть.

А ещё меня довольно часто в метро просят подсказать, как проехать к такой-то станции — на висячей схеме это сделать сильно проще, чем на телефоне. Плюс человек ещё какое-то время втыкает в схему.

Ну и вообще, печатную схему интересно изучать в дороге :-)

Захар Кириллов
26 марта 2019

Есть две распространённые частичные схемы транспортной сети, однако о них мало известно в России:

1) для маломобильных групп населения - на схеме отпечаются остановки, оборудованные пандусами и лифтами (или наоборот - не оборудованные ими); маршруты, по которым курсирует низкопольный транспорт (и интервал его движения), отмечаются другие аспекты, важные для сопровождающего или инвалида. Эти схемы не вешают в публичном пространстве, а распространяют через систему социальной поддержки.

Пример схемы для Цюриха: https://www.zvv.ch/content/dam/zvv/service/hindernisfrei-reisen/netzplaene/niederflur_stadt_zuerich.pdf

2) схема ночного движения транспорта - в некоторых городах общественный транспорт работает круглосуточно, только ночью он курсирует реже и по измененным маршрутам - автобусы пропускают некоторые остановки, "срезают углы" и т. п. Часто такие маршруты даже обозначаются иначе (например, в Лондоне - N1, N2 и т.д), потому отдельная схема вполне оправданна.

В Цюрихе такая схема висит в вагоне каждого поезда: https://www.zvv.ch/content/dam/zvv/fahrplan/pdf/nachtnetz.pdf

Полная схема всего общественного транспорта города очень удобна. Конечно, вряд ли её целесообразно создавать для мегаполисов вроде Москвы и Лондона, но для суб-миллионников я считаю такую схему необходимой и достаточной.

Вот пример общей схемы Цюриха: https://www.zvv.ch/content/dam/zvv/fahrplan/pdf/stadt_zuerich_19.pdf - на ней показаны поезда, трамваи, автобусы, фуникулёр и пароходы. Кстати, в Цюрихе ходят троллейбусы, но они считаются электрическими автобусами и имеют общую нумерацию, потому на схеме отдельно не вынесены. Если вы ждете автобуса №31, а к остановке подходит троллейбус с таким номером - это ваш автобус и есть.

Мобильные планировщики маршрута - не панацея. В городе всегда есть туристы без интернета, пенсионеры с кнопочными телефонами, пассажиры с севшим аккумулятором или закончившимся трафиком, а также те, кто не может использовать свои руки, например, из-за болезни. Всем им помогает классическая схема.

А вот отделять метро от другой сети я считаю не всегда разумным. Очень частый сценарий: спланировать продолжение поездки от станции метро дальше до пункта назначения. Под землёй часто нет интернета, чтобы сделать это при помощи приложения. Потому чем полнее будет карта метро в вагоне, на перроне или в вестибюле - тем проще и быстрее пассажиры смогут выйти из метро и продолжить свою поездку.

Антон Фролов
26 марта 2019

Транспортная схема Вильнюса привязана к местности, включает в себя все виды транспорта (троллейбусы, автобусы и скорые автобусы):
http://www.vilniustransport.lt/images/mrweb_1.pdf

Никита Мизин
26 марта 2019

Вообще-то верно написано про телефон. Сейчас схемы — это больше графический фетиш, плакаты. Схема должна быть интерактивная, меняющаяся, масштабируемая и отвечать на вопрос "как попасть из точки А в точку Б". Maps.me, Google легко справляются с маршрутами в любой стране. Поглядываю на схемы только когда уже знаю куда еду, чтобы не пропустить остановку. По прилете в новую страну людям просто должны давать куаркод или короткую ссылку на скачивание приложения-гида со всеми возможными схемами, музеями и даже возможностью купить билет там же. А рисовать сейчас схемы — это всё равно что печатать скриншот сайта на бумаге, в то время когда есть респонсив-веб.

Михаил Тучин
26 марта 2019

Иногда бывает нужно просто убедиться, что ты движешься в правильном направлении — что нужный тебе автобус останавливается здесь, что подъехавший сейчас тоже едет в туда, куда тебе нужно, что ты не уедешь случайно в другую сторону. И для этого доставать телефон, открывать приложение не всегда удобно, особенно если на улице холодно и ты в перчатках. Так что расставленные в публичных местах карты и указатели всё ещё полезны, вопреки мнению о том, что всё у всех в телефоне.


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

1 1 Как транспортные схемы проверяют на айтрекере? Часть 4




Недавно всплыло

Как найти себе замену 1 2 При клике на кнопку нужно плавно прокрутить страницу к форме 2 В бюро есть таймтрекинг для сотрудников? 5