x
 
Мария У.
14 апреля 2019
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Вы всегда пишете, что в тексте надо приводить примеры. А есть ли случаи, когда примеры неуместны?


Мария!

Слово «неуместны» слиш­ком кате­го­рич­ное. Я бы ска­зала, что при­меры бывают лишними.

В целом при­меры делают тео­рию нагляд­ной, а нагляд­ность — важ­ный прин­цип обу­че­ния. Если мы опи­сы­ваем абстракт­ные поня­тия, без при­ме­ров не обой­тись, поэтому на каж­дое пра­вило в школь­ном учеб­нике есть при­меры: рас­ска­зали про падежи — рядом при­мер, объ­яс­нили тео­рему Пифа­гора — снова при­мер. Если при­ме­ров нет, тео­рию невоз­можно при­ме­нить в жизни.

Николай Товеровский о принципе «Делать ≠ сделать»

Прин­цип нагляд­но­сти рабо­тает в ста­тьях об управ­ле­нии про­ек­тами, обзо­рах мобиль­ных при­ло­же­ний, инструк­циях по под­счёту нало­гов, объ­яс­не­ниях новых зако­нов, рас­сказе об обра­зо­ва­тель­ных трен­дах, опи­са­нии пра­вил вёрстки. Если бы Тове­ров­ский не объ­яс­нил пра­вило «Делать ≠ сде­лать» на при­мере с покуп­кой хлеба, чита­тели его бы не запом­нили и не смогли при­ме­нять в жизни. Я не знаю темы, в кото­рой при­меры неуместны.

Николай Товеровский о принципе «Делать ≠ сделать»

Но бывает, что тео­рия про­стая и кон­крет­ная, и при­мер к ней будет лишним:

Скидка по карте лояль­но­сти — 5%. Допу­стим, вы поку­па­ете кон­феты за 200 руб­лей. Если у вас есть карта лояль­но­сти, вы запла­тите на 5% меньше, то есть 190 рублей.

Беда в том, что чита­тель сразу всё понял и хочет идти дальше, а мы застав­ляем его топ­таться на примере.

Ещё одна про­блема с при­ме­рами — сме­ще­ние фокуса. Автор хочет объ­яс­нить тео­рию мак­си­мально инте­ресно и вво­дит слиш­ком много подроб­но­стей, кото­рые отвле­кают от глав­ного. Допу­стим, мы опи­сы­ваем, как рабо­тает карта лояль­но­сти в мага­зине: «За каж­дую покупку на нако­пи­тель­ную карту начис­ля­ются баллы, кото­рыми можно будет опла­тить сле­ду­ю­щую покупку. Баллы — это 1% от покупки, а опла­чи­вать бал­лами можно поло­вину сто­и­мо­сти». К опи­са­нию ста­вим пример:

Фокус смещён

Нико­лай Пет­ро­вич полу­чил карту лояль­но­сти. В мага­зине он купил хлеб, молоко, гречку, тво­рог и кон­феты на 1000 руб­лей. На карту лояль­но­сти он полу­чит 10 руб­лей. В сле­ду­ю­щий раз Нико­лай Пет­ро­вич поку­пает шоко­лад­ный батон­чик за 20 руб­лей. Зна­чит, он может запла­тить десять руб­лей день­гами и ещё десять спи­сать бал­лами с карты.

Фокус верный

Допу­стим, наша покупка на 1000 рублей

На карту идёт 1000 * 1% = 10 рублей

В сле­ду­ю­щий раз наша покупка на 20 руб­лей. Зна­чит, 10 руб­лей пла­тим и ещё 10 спи­сы­ваем баллами.

В пер­вом при­мере фокус сме­щён на образы: Иван Пет­ро­вич, гречка, кон­феты. А тео­рия, кото­рую мы под­креп­ляем при­ме­ром, — о циф­рах. Поэтому цифры в при­мере должны быть глав­ными, на них нужен акцент. А Иван Пет­ро­вич только запу­тает чита­теля и заста­вит слиш­ком долго про­ди­раться к сути.

P. S. Это был воскресный совет об информационном стиле и редактуре текста. Присылайте вопросы

Текст и редактура — дисциплина Школы редакторов. Набор открыт до 12 августа или пока есть свободные места.
 

Поделиться
Отправить

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Клиент не соглашается с пояснениями редактора Обязательно ли отвечать «благодарим за обращение»? Как уведомить клиента о повышении цены? 2




Недавно всплыло

2 В бюро есть таймтрекинг для сотрудников? 5 2 При клике на кнопку нужно плавно прокрутить страницу к форме 2