x
 
Николай Синицин
5 мая 2019
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Как продвигать идеи среди тех людей, которые изначально настроены враждебно? Как найти мотив, чтобы такую идею читали?

Например, как навязать противникам прививок идею, что вообще-то это опасно для их же детей? Научные аргументы они уже триста раз слышали. Или видели в ленте и не открывали. Допустим, в этом случае можно давить на эмоции. Какой родитель не волнуется о здоровье детей?

Но как продвигать околополитические идеи? Основной массе населения плевать на однополые браки и нормальное отношение к геям. Без понятия, как подобрать пользу статей для этой аудитории.

Кажется, что писать стоит только для заинтересованных, но какая в этом пропаганда? Если писать только для своих, то идея распространяется слабо,


Для начала важ­ное заме­ча­ние: если вы хотите изме­нить мне­ние чело­века, нужно не убеж­дать его, а созда­вать усло­вия, в кото­рых чело­век убе­дится сам. Несколько примеров:

  • В сери­але «Улицы раз­би­тых фона­рей» не гово­рится, что мили­ци­о­неры — нор­маль­ные люди. Зри­тель в этом убеж­да­ется сам, потому что он сле­дит за их жиз­нью. Но почи­тай «Меди­азону», и у тебя сло­жится иное пред­став­ле­ние о полиции.
  • В «Док­торе Хаусе» никто не гово­рит о том, что в США пре­крас­ная меди­цина. Но когда паци­ент ложится в койку, и дальше вокруг него пор­хает команда моло­дых веж­ли­вых вра­чей, ты сам при­хо­дишь к этому выводу. Но далеко не все боль­ницы в США именно такие.
  • В «Иро­нии судьбы» успеш­ный состо­яв­шийся муж­чина Иппо­лит вос­при­ни­ма­ется как отри­ца­тель­ный герой, а мам­кин сынок Лука­шин — как роман­ти­че­ский герой. Всё бла­го­даря тому, что так выстро­ена исто­рия. При этом никто не ком­мен­ти­рует поступки героев за кадром.

Чтобы убе­дить в чём‑то чита­теля, нужно пере­стать его в этом прямо убеж­дать. И дальше заду­маться: как мне сде­лать так, чтобы чита­тель сам убе­дился, что вот такой чело­век — нор­маль­ный? В какой ситу­а­ции он дол­жен себя проявить?

  • Напри­мер, в обще­стве дис­кри­ми­ни­руют про­да­ю­щих копи­рай­те­ров за фальшь, неесте­ствен­ность, шаб­лон­ные фразы, выму­чен­ный сто­ри­тел­линг, дурац­кие фор­мулы из плохо пере­ве­дён­ных аме­ри­кан­ских книг, отсут­ствие про­фес­си­о­наль­ной этики и неуме­ние согла­со­вы­вать заме­ча­ния. Вы ста­вите цель пока­зать, что копи­рай­теры — нор­маль­ные люди, достой­ные любви и ува­же­ния. Тогда нужно скон­стру­и­ро­вать мир, в логике кото­рого этот това­рищ вообще‑то прав и молодец.
  • С ходу можно пред­ста­вить что‑то такое: это оди­но­кий отец, кото­рый по состо­я­нию здо­ро­вья оста­вил работу на заводе. Он мог бы жало­ваться на жизнь и начать пить, но вме­сто этого решил дать своим детям луч­шую жизнь. Он изу­чил все интер­нет­ные про­фес­сии. Сей­час он рабо­тает по 18 часов в сутки, делает парал­лельно 10‑15 зака­зов. Да, у него не луч­ший в мире текст, но он при­но­сит людям пользу и содер­жит своих детей чест­ным трудом.
  • Мос­ков­ские снобы могут сме­яться, сколько угодно, но им не понять, каково это — когда если сегодня не сдал текст, зав­тра твои дети не смо­гут поесть. Попро­буй согла­со­вы­вать заме­ча­ния по пол­дня, когда у тебя на день еще пять таких согла­со­ва­ний, а ещё надо успеть обна­ли­чить гоно­рар и при­го­то­вить на всех обед.
  • А где же мама? А мама решила стать инста­грам‑бло­ге­ром, она нашла себе про­дю­сера, у них закру­тился бур­ный роман. И она не раз­ду­мы­вая упорх­нула к сво­ему про­дю­серу в Санкт‑Петер­бург, оста­вив мужа и детей.

Кто в этой ситу­а­ции герой, а кто — бес­чест­ная мразь? Кому должно стать стыдно за свои насмешки, а кто при­дёт в ком­мен­та­рии под­дер­жать насто­я­щего рус­ского героя‑мужика? Повто­ря­ете упраж­не­ние трид­цать раз в год на про­тя­же­нии пяти‑семи лет, нара­ба­ты­ва­ете охват и частот­ность — и вот у вас новый копи­рай­тер­ский ренессанс.

Если вас вдох­но­вила преды­ду­щая исто­рия, попро­буйте немного сме­стить акценты, и она заиг­рает новыми красками:

  • Вме­сто того, чтобы найти работу по спе­ци­аль­но­сти, отец решил пойти за лег­кими день­гами в интер­нет. Вообще‑то он хоро­ший инже­нер, такие люди нужны!
  • Он наби­рает заказы, не справ­ля­ется, под­во­дит заказ­чи­ков и только усу­губ­ляет своё положение.
  • Он выдаёт нека­че­ствен­ный текст, кли­енты к нему не воз­вра­ща­ются, и вме­сто того чтобы тра­тить время на реально нуж­ную и полез­ную работу, он стро­гает текстики.
  • Тем вре­ме­нем заводы стоят, рос­сий­ская про­мыш­лен­ность заги­ба­ется, рабо­тать руками некому — все сидят на бир­жах фри­лан­се­ров и в онлайн‑казино.
  • Таким обра­зом, отец рис­кует бла­го­по­лу­чием своих детей, а его геро­и­че­ский труд — лишь от огра­ни­чен­но­сти ума.
  • А что мама? А мама не могла жить рядом с чело­ве­ком, кото­рый её морально подав­лял, лишал лич­ного про­стран­ства и не давал твор­че­ски раз­ви­ваться. Она встре­тила чело­века, кото­рый поз­во­лил ей найти себя и стать сво­бод­ной, и она меч­тает забрать детей, как только добьется успеха в своём истин­ном предназначении.

Обра­тите вни­ма­ние: факты вроде одни и те же, но кон­текст застав­ляет смот­реть на них по‑раз­ному. И вот это направ­ле­ние взгляда на самом деле и явля­ется нашей целью. Выстра­и­вая вокруг фак­тов опре­де­лён­ный кон­текст, мы помо­гаем чита­телю убе­диться в том, что нам нужно.

Одно дело — при­ду­мать идею ста­тьи, её дра­ма­тур­гию и пово­рот­ные моменты. И совсем дру­гое — сде­лать так, чтобы эту ста­тью захо­тели про­чи­тать люди из нуж­ной вам целе­вой группы. Там есть свои инстру­менты, рас­скажу о них в своём сле­ду­ю­щем совете.

Не убеж­дать, а созда­вать усло­вия, чтобы чита­тель убе­дился сам
Текст и редактура — дисциплина Школы редакторов. Набор открыт до 12 августа или пока есть свободные места.
 

Поделиться
Отправить

Комментарии

Марина Нифонтова
5 мая 2019

«Кажется, что писать стоит только для заинтересованных, но какая в этом пропаганда» — есть разные мнения по этому поводу. Например, в случае с пропагандой прививок рассчитывать можно не на антипрививочников, а на неопределившихся людей. Если повторять одну идею много раз, она постепенно осядет в головах и будет восприниматься как норма, а противоположные взгляды — как дикие. И тогда даже условные антипрививочники могут постепенно поменять мнение.

Около 10 лет разные сообщества, пропагандирующие научное мышление, вещали для узкого круга. А теперь люди ходят на лекции Аси Казанцевой.

Думаю, еще один важный момент в донесении подобных идей — не выставлять людей с противоположной точкой зрения идиотами, не набрасываться на личность.

Александр Ковтунов
8 мая 2019

Такие тексты можно уверенно считать манипулирующими. Не уверен, что это честно. В книге «Искусство обмана» дана классификация обманов и один из них — создать ложное впечатление. Эти тексты создают определённое впечатление и подталкивают к принятию выгодного мнения.

Нужно давать альтернативу и рассказывать историю полностью, чтобы читатель выбрал сам, как относиться к этому.

Я бы обратился к психологии на примере прививок. У противников прививок есть опасения. В статье о прививках честно высказываем негативное мнение, позитивное мнение и факты.


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Почему люди прочитают вашу статью 2 Неужели редактору плевать, сколько человек прочитает его материал? Нужно ли писать века римскими цифрами? 2 Как бороться с обидными ошибками? 4




Недавно всплыло

2 Как в бюро верстают электронные письма и рассылки. Третья часть: рассылки Школы и Издательства бюро 1 2 2