x
 
Максим М.
7 июля 2019
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Вопрос Максиму или Людмиле!

В редакции проблемы с пунктуацией при прямой речи. Вместо занудного объяснения правил нарисовали плакатик А3 за 30 минут. Понятно, что можно лучше: но если бы рисование заняло больше 1,5 часа, это было бы неэффективно.

Подскажите, какие проблемы вы видите на плакате с первого взгляда? Что можно было бы улучшить, потратив ещё не больше 20-30 минут?


Максим!

Пла­кат слож­ный. Я нашла пять основ­ных про­блем, кото­рые мешают легко счи­тать с него правила.

  • Нет понят­ного, инфор­ма­тив­ного заго­ловка, поэтому сходу неясно, о чём плакат.
  • Неудач­ный приём с гра­фи­че­скими обо­зна­че­ни­ями. Из‑за того, что вы всё напи­сали схе­ма­тично с точ­ками и запя­тыми, при­хо­дится долго вчитываться.
  • При­меры оформ­ле­ния посе­ли­лись отдельно, и непо­нятно, к чему они относятся.
  • Непо­нятно, о каком именно пра­виле этот пла­кат. Кажется, что это о зна­ках пре­пи­на­ния при пря­мой речи, но в при­ме­рах есть «Драм­кру­жок гото­вит пьесу „В бой!“», а это не пря­мая речь.
  • В пла­кате ошибка. В при­мере напи­сано «Ива­нов ска­зал всем, что „всё будет хорошо“». Но «всё будет хорошо» — это кос­вен­ная речь, в кото­рой не нужны кавычки.

Реше­ние в том, чтобы всё упро­стить: поста­вить заго­ло­вок, корот­кое объ­яс­не­ние и примеры.

Теперь заго­ло­вок сразу сооб­щает, о чём пла­кат, а при­меры — под­креп­ляют пра­вила. Правда, это заняло больше, чем полчаса.

P. S. Это был воскресный совет о редактуре текста и вёрстке плакатов. Присылайте вопросы

Текст и редактура — дисциплина Школы редакторов. Набор закрыт. Оставьте почту, и мы напишем вам, когда откроется следующий набор.
 

Поделиться
Отправить

Комментарии

Наталья Нетрусова
8 июля 2019

Исчезло «эти знаки только после кавычек», а оно запомнилось с первого взгляда. Теперь простое правило надо выискивать на плакате.

Андрей Акиньшин
8 июля 2019

Можно пойти в другую сторону и выкинуть лишние примеры. Знаки, которые нельзя использовать внутри кавычек, оставить без примеров, - нельзя и всё. А к вопросу, восклицанию и троеточию дать только два примера: один и тот же знак в кавычках и за кавычками.

Получился бы не обучающий плакат, а напоминалка — не такая полная, но быстрее считываемая.

P. S. Интересно, а как посчитали, что 1,5 часа — неэффективно? На правки уходит какое‑то время. Если плакат будет хорошо работать, он будет экономить немного времени каждый день. За месяц, год или десять лет — этот лишний час окупится.

Диана Бронникова
9 июля 2019

В первых двух примерах «Внутри прямой речи» часто путаются, а по плакату не до конца понятна разница между ними.

Суть в том, что если в первой части прямой речи предложение закончено и поставлена точка, то ставим точку и после слов автора, а вторую часть прямой речи начинаем с большой буквы.
«Пора обедать. - сказал Ваня. - А то не завтракали.»

А если первая часть не закончена и стоит запятая, то ставим запятую и после слов автора, а следующую часть начинаем с маленькой буквы.
«Я решил, - сказал Ваня, - что пора отобедать.»

На мой взгляд, на плакате нужно показать эту взаимосвязь - знак препинания после первой части прямой речи, знак после слов автора, заглавная или строчная буква в начале второй части.

Игорь Росляков
9 июля 2019

Я не понял, почему если бы рисование заняло больше 1,5 часа, это было бы неэффективно? По-моему, строгого соотношения «дольше — хуже» нет. Если вы долго рисуете плакат, а потом видите, что что-то лишнее или что вообще лучше не стало, всегда можно вернуться к первоначальному варианту и начать заново.

Но пробовать сделать лучше и тратить на это время — считаю, надо.


9 июля 2019

Я бы хотел такой плакат, потому что обычно хочется только вспомнить нюансы конкретного варианта:
А: «П».
А: «П?»
А: «П!»
А: «П…»

«П», – а.
«П?» – а.
«П!» – а.
«П…» – а.
«П, – а, – п».

«П, – а. – П».
«П? – а. – П».
«П! – а. – П».
«П… – а. – П».
«П, – а: – П».

А: «П», – а.
А: «П!» – а.
А: «П?» – а.

Марина Светова
14 июля 2019

А мне понравилась изначальная версия плаката. На ней не хватает заголовка, но она и без текста доносит главное: какие знаки ставят только после кавычек. Неважно, прямая речь или цитирование. Одно простое правило гораздо проще запомнить.

Я бы сделала заголовок типа «знаки препинания: до или после кавычек». Либо без заголовка: текст из правого угла поставить ближе к центру, чтобы он стал частью сообщения, как бы частью заглавия плаката.

О знаках, которые могут стоять до или после, тоже есть простое правило: если по смыслу относится к тексту внутри кавычек, то внутри, — и наоборот. Его можно добавить на плакат, но менее крупным шрифтом. Такая ситуация встречается реже, поэтому она нужна реже.

А «знаки препинания при прямой речи» — это отдельный плакат. Изначальный плакат не эту проблему пытался решить, он более широко применим.


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Как структурировать инструкцию пользователя? Клиент публикует текст с изменениями, которые я не вносила 2 3 Как рассказать о себе в видеоформате при заявлении на работу? 1




Недавно всплыло

2 В бюро есть таймтрекинг для сотрудников? 5 Как найти себе замену 1 2