x
 
Андрей Абрамов
3 ноября 2019
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Мы согласовали с клиентом понимание задачи. Нужно писать несколько текстов каждую неделю. После согласования, клиент просит написать 1-2 тестовых текста, чтобы убедиться, что работа ему понравится. Что делать в такой ситуации и как ответить клиенту?


Короткий и необязательно полезный совет

Напи­шите проб­ные тек­сты как проб­ный про­ект: уста­но­вите срок, сфор­му­ли­руйте задачу на проб­ную работу, возь­мите пред­оплату, напи­шите проб­ники, согла­суйте, сдайте. Если вам и кли­енту понра­вится резуль­тат — запус­кайте боль­шой про­ект. Не понра­вится — разойдетесь.

Но это уни­вер­саль­ный совет, кото­рый не учи­ты­вает ситу­а­цию. А не учи­ты­вать ситу­а­цию нельзя.

Сложный и нюансированный совет

Пред­по­ло­жим, вы дей­стви­тельно глу­боко разо­бра­лись в задаче и кли­ент пове­рил в ваше реше­ние. И теперь он вдруг сомне­ва­ется, что ему понра­вится ваша работа. Только что ему всё нра­ви­лось, а теперь нет. Это непо­нят­ная ситу­а­ция. А в любой непо­нят­ной ситу­а­ции нужно... понять ситуацию.

  • Что именно он хочет про­те­сти­ро­вать? В чём он сей­час сомневается?

  • Что зна­чит «понра­вится работа»? По каким кри­те­риям он будет её оценивать?

  • Что будет, если ваши проб­ные тек­сты не понра­вятся? Какие дей­ствия кли­ент ожи­дает от вас?

Эти вопросы нужны не для того, чтобы вы их задали кли­енту — тем более что в вашем состо­я­нии (если я пра­вильно его понял) вы про­из­не­сете их с вызо­вом, будто кли­ент ведёт себя некра­сиво. В отно­ше­ниях появится недо­ве­рие, если не появи­лось до сих пор. Подой­дите к про­яс­не­нию ситу­а­ции ско­рее как уче­ный‑иссле­до­ва­тель: «Посмот­рим на пока­за­ния приборов».

Вы ведь на самом деле не зна­ете, что такое «1‑2 тесто­вых тек­ста». А что в это вхо­дит, только напи­са­ние или ещё плюс пуб­ли­ка­ция? А как он будет оце­ни­вать — по лич­ному чув­ству пре­крас­ного или отно­си­тельно задачи? А если одно будет про­ти­во­ре­чить дру­гому? А на каких усло­виях он хочет полу­чить ваши ста­тьи? А что с пра­вами — он хочет их пуб­ли­ко­вать в слу­чае успеха? Задача сей­час — как можно точ­нее понять ситу­а­цию: что имеет в виду кли­ент. А заодно про­ди­а­гно­сти­ро­вать, в каких вы отно­ше­ниях. Вы парт­нёры или соперники?

Допу­стим, вы поняли ситу­а­цию так: кли­ент вам не дове­ряет, не счи­тает вас доста­точно ком­пе­тент­ным для этой задачи. Хотите ли вы дальше рабо­тать в ситу­а­ции, когда вам не дове­ряют и не счи­тают вас ком­пе­тент­ным? Это не про­во­ка­ци­он­ный вопрос: может быть, кли­ент вам настолько инте­ре­сен, что вы хотите заво­е­вать его расположение.

Или иное: кли­ент вам дове­ряет, но боится, что ваша сов­мест­ная гипо­теза об этих ста­тьях не «зай­дёт» вашим чита­те­лям. Он хочет про­ве­рить реак­цию, опуб­ли­ко­вав их в соц­се­тях. Окей, а как тогда он будет оце­ни­вать резуль­тат — что если в ком­мен­та­рии при­дут тролли, чтобы покри­ти­ко­вать кли­ента за что‑то другое?

Или из ситу­а­ции вы поняли, что кли­ент про­сто хочет сэко­но­мить и полу­чить два тек­ста бес­платно. А почему он заин­те­ре­со­ван в том, чтобы его испол­ни­тель недо­по­лу­чил денег? Как он в этой ситу­а­ции отно­сится к вам и вашей работе? Вам инте­ресно оста­ваться в этой ситуации?

Нельзя ли попроще?

Ваши симп­томы могут быть при­зна­ками нор­маль­ных парт­нер­ских отно­ше­ний; а могут быть и при­зна­ками очень дур­ного кон­тек­ста. Это нужно уви­деть, поду­мать над этим и при­нять реше­ние по ситу­а­ции. То, что я пишу здесь, — это фан­та­зии насчёт вашей ситу­а­ции, и гораздо важ­нее, чтобы вы сами эту ситу­а­цию оценили.

Но если хочется совсем про­сто, я бы сам пред­ло­жил кли­енту тесто­вый про­ект: те же 1‑2 ста­тьи в тесто­вом режиме, за опре­де­лен­ный срок, с опре­де­лен­ным бюд­же­том. Ведь не только кли­ент может про­ве­рить вас, но и вы можете про­ве­рить кли­ента. Как он согла­со­вы­вает? Как пла­тит? Не про­па­дает ли со связи в ответ­ствен­ный момент?

Текст и редактура — дисциплина Школы редакторов. Набор закрыт. Оставьте почту, и мы напишем вам, когда откроется следующий набор.
 

Поделиться
Отправить

Комментарии

Daniyar Kudaibergenov
5 ноября 2019

Максим, а как же право на «нет»? Нужно ли цепляться за каждого клиента, чтобы выяснить, почему он не доверяет? Реально ли тестовые проекты нацелены на развеивание сомнений или клиент хочет подтвердить свои опасения? Должен ли подрядчик нести ответственность за страхи клиента и его нежелание брать на себя риски? Разве бизнес не предполагает умение эти самые риски просчитывать?

По моему опыту клиент даёт бесплатное тестовое задание, потому что ему не хватает компетенций, чтобы оценить подрядчика по внешним признакам. Вот почему я рекомендую сразу отказаться от бесплатного задания. Можно поработать с возражениями, если проект интересный, но если не получится договориться, то не получится и после тестового задания.

Если же клиент платит за тестовое задание, тогда, конечно, никаких вопросов — работайте в штатном режиме, но в рамках одной-двух статей.

Андрей Абрамов
11 ноября 2019

Сделал, как советует Максим: заключил договор на 1 статью с фиксированным сроком и бюджетом. Согласовывал текст итерациями, если были замечания — обсуждал и отрабатывал. Сдал текст в срок, клиент захотел кучу всего назаказывать. Работаем дальше.


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Как выбрать правильный вектор развития и сделать подобие плана обучения? 2 Очень хочется вести блог или телеграм-канал о редактуре 1 Как писать пресс-релизы для артиста? 1 Как замотивировать наших ребят делиться своим опытом через текст? 4




Недавно всплыло

В бюро есть таймтрекинг для сотрудников? 5 2 При клике на кнопку нужно плавно прокрутить страницу к форме 2 2