x
 
Яков Чайкин
24 ноября 2019
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Как редактору избежать «туннельного зрения» в своей работе при выборе форматов и инструментов?

Часто ловлю себя на том, что мозг навязывает стереотипные решения задач, однажды увиденные или общепринятые. Берёшься делать статью — хочется повторить структуру «как вот там», поставить картинку большую, где-то добавить фактоид. А уже в процессе внимание фокусируется на деталях и каких-то мелочах. Кажется, есть риск зациклиться и не понять, что картинка не к месту, фактоид лишний и статью вообще можно было не писать.

Как научиться видеть задачу со всех углов и выбирать лучшее решение? Понятно, что глобально следует ориентироваться на полезное действие, но, может быть, есть технические способы избавляться от давления стереотипов в работе?

Чтобы хорошо выступать на публике, например, иногда рекомендуют тренироваться перед зеркалом. А у редакторов есть похожие лайфхаки?


Яков!

У меня нет быст­рых рецеп­тов, но есть три сооб­ра­же­ния по этому поводу, кото­рые я попро­бую объ­яс­нить на одном примере.

Част­ная кли­ника запу­стила блог и хочет, чтобы редак­тор соста­вил тем­ник ста­тей на три месяца.

Эта задача кажется довольно про­стой, за неё может взяться даже начи­на­ю­щий редак­тор. В то же время я знаю, что про­стых задач не бывает, и здесь как раз важно уметь смот­реть на задачу с раз­ных углов.

Набирать многообразный опыт

Чем больше и инте­рес­нее опыт спе­ци­а­ли­ста, тем шире он смот­рит на задачу, видит её на раз­ных уров­нях и может раз­ра­бо­тать каче­ствен­ное решение.

В нашей исто­рии с кли­ни­кой начи­на­ю­щий редак­тор соста­вит спи­сок тем из того, что лежит на поверх­но­сти: как убе­речься от про­студы, зачем делать при­вивку от гриппа, какие ана­лизы сдать для про­фи­лак­тики инсульта.

Редак­тор поопыт­нее узнает, есть ли экс­перты, у кото­рых можно собрать мате­риал для ста­тей. Потом он пого­во­рит с этими экс­пер­тами и соста­вит спи­сок из тем, на кото­рые они готовы общаться. Это будет часть тем­ника. Дру­гая часть будет состо­ять из частых вопро­сов кли­ен­тов кли­ники. Так темы будут полез­ными для чита­теля и про­ве­рен­ными, поскольку о них гово­рят эксперты.

Самый опыт­ный редак­тор сде­лает всё, что сде­лал преды­ду­щий, но доба­вит ещё несколько вари­ан­тов тем: про­стые темы, кото­рые можно напи­сать без уча­стия экс­перта, исто­рии чита­те­лей и темы из запро­сов поис­ко­ви­ков, сразу с семан­ти­кой. Так кон­тент полу­чится раз­но­об­раз­ным, гиб­ким по сто­и­мо­сти про­из­вод­ства и эффек­тив­ным для при­вле­че­ния чита­те­лей из поиска.

Чтобы стать тре­тьим редак­то­ром из при­мера, нужен мно­го­об­раз­ный опыт: пора­бо­тать в изда­ниях, общаться с мар­ке­тин­го­выми агент­ствами, про­хо­дить курсы, не замы­каться только на своём виде­нии про­фес­сии. Часто редак­торы с пре­не­бре­же­нием отно­сятся к опти­ми­за­ции тек­ста под поис­ко­вики, хотя их пред­став­ле­ния об этом застряли где‑то в 2014 году. Поэтому пре­жде чем пре­не­бре­гать каким‑то реше­нием, нужно поин­те­ре­со­ваться, как оно устро­ено, где и почему сра­бо­тало, это тоже помо­гает наби­рать опыт.

Опыт, кото­рый спе­ци­а­лист полу­чает лично, важ­ный, но он очень огра­ни­чен. Поэтому сове­тую общаться с ребя­тами из раз­ных сфер и узна­вать, как они рабо­тают, как смот­рят на раз­ные вещи. И конечно, читать книги, путе­ше­ство­вать, быть любознательным.

Адаптировать готовые решения

Если какое‑то реше­ние одна­жды сра­бо­тало и под­хо­дит для новой задачи, при­ду­мы­вать новое нера­ци­о­нально. Понятно, что гото­вое реше­ние спе­ци­а­лист поста­ра­ется мак­си­мально адап­ти­ро­вать под дру­гой про­ект, но его хотя бы не при­дётся при­ду­мы­вать с нуля.

Редак­тор состав­ляет тема­ти­че­ский план для кли­ники и по опыту знает, что лучше всего рабо­тают лич­ные исто­рии. Тогда он при­ду­мы­вает, как соби­рать исто­рии чита­те­лей, раз­ра­ба­ты­вает под них руб­рики, ста­вит в план.

Разу­ме­ется, в буду­щем спе­ци­а­лист про­ве­рит, как реше­ние рабо­тает в новом про­екте. Напри­мер, может ока­заться, что чита­тели с удо­воль­ствием дели­лись сво­ими исто­ри­ями в про­екте о день­гах, но не хотят рас­ска­зы­вать о болез­нях. Тогда при­дётся докру­тить это реше­ние и снова посмот­реть резуль­тат, а может, и вовсе отка­заться от него.

Задавать вопросы

И ещё один важ­ный инстру­мент, кото­рый помо­гает смот­реть на задачу с раз­ных углов — это зада­вать вопросы.

В задаче с тема­ти­че­ским пла­ном может полу­читься, что план будет инте­рес­ным и раз­но­об­раз­ным, но рабо­тать с ним ока­жется трудно. Допу­стим, редак­тор поста­вит тему «Как полу­чить квоту на лече­ние», а ока­жется, что её нельзя выпус­кать без ком­мен­та­рия депар­та­мента соц­за­щиты, и ком­мен­та­рий потом ещё нужно согла­со­вать. Если бы редак­тор задал вопрос об огра­ни­че­ниях по темам и сотруд­ни­че­стве с госу­дар­ствен­ными учре­жде­ни­ями, это помогло бы сде­лать план более работоспособным.

Зада­вать вопросы, даже те, кото­рые кажутся глу­пыми или неумест­ными, — очень полез­ная прак­тика. Из отве­тов неожи­данно может ока­заться, что кли­нике вообще нужен не тема­ти­че­ский план, а хоро­ший таргетолог.

У бюро есть стан­дарт­ный спи­сок вопро­сов для потен­ци­аль­ных кли­ен­тов. Это тоже при­мер гото­вого реше­ния, кото­рое отлично рабо­тает, если хочешь разо­браться в новых проектах.

P. S. Это был воскресный совет о работе редактора. Присылайте вопросы

Текст и редактура — дисциплина Школы редакторов. Набор открыт. Чем раньше поступите, тем ниже стоимость и выше шанс на бесплатное место. Занятия с марта в любой день.
 

Поделиться
Отправить

Комментарии

Константин Константинопольский
24 ноября 2019

Я стараюсь делать работу в несколько подходов и показывать промежуточные результаты коллегам и друзьям, даже если всё совсем плохо.

В отдельных случаях можно заморочиться и запросить обратную связь от читателей или пользователей в формате:
1. Что видишь?
2. Что чувствуешь?
3. Что думаешь?
4. Что можешь сделать?

Если активно слушать и открыться критике, спустя пять ответов будет ясно, что делать.


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Расскажите о редактуре книги Как начать реализовать свои цели? 4 Новый год близко Где лучше искать проекты? 1




Недавно всплыло

2 Почему эспрессо стоит 100 рублей, а американо 150? 3 В бюро есть таймтрекинг для сотрудников? 5 Как найти себе замену 1