x
 
Аня
15 декабря 2019
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Расскажите, пожалуйста, о редактуре книги: на проектной основе и в издательстве. В чём отличия, чем занимается редактор, что нужно изучить дополнительно? А ещё, какие перспективы именно в этом направлении?


О редак­туре книг в изда­тель­ствах ничего не знаю, могу рас­ска­зать только о про­ект­ной работе — когда редак­тору зака­зы­вают редак­туру или напи­са­ние тек­ста для какого‑то чело­века. Всё напи­сан­ное ниже каса­ется неху­до­же­ствен­ной литературы.

Нет материала — нет книги

У меня бывали обра­ще­ния, когда извест­ный чело­век хотел книгу, но слабо пред­став­лял, о чем и как она будет напи­сана. Были какие‑то общие мысли, и к ним нужно было при­ду­мать при­меры, объ­яс­не­ния под­би­рать слу­чаи из исто­рии. Я отка­зался: такой про­ект будет невоз­можно затя­ну­тым и труд­ным, а где‑то в сере­дине нач­нутся капризы: «Ой, какой‑то не тот слу­чай, недо­ста­точно яркий, под­бе­рите другой».

За книгу The Art Of The Deal Шварц получил 250 тысяч долларов авансом и несколько миллионов долларов авторского вознаграждения, когда книга стала бестселлером. В России таких гонораров за книги я не видел.

Подробнее об этой истории — в Гугле по запросу Trump Put Lipstick On A Pig, мне она нравится в изложении журнала «Нью‑Йоркер»

К тому же, если я напишу для чело­века книгу с нуля, это будет моя книга. Хочу ли я, чтобы дру­гой чело­век исполь­зо­вал мои мысли для про­дви­же­ния себя? Непри­ят­ная ситу­а­ция была у Дональда Трампа и автора его книги «Искус­ство сделки» — автор Тони Шварц сде­лал так, чтобы Трамп в книге выгля­дел ком­пе­тент­ным и силь­ным лиде­ром. При­чем, по сло­вам Шварца, сам Трамп ника­ку­щий лидер, не бле­щет умом и посто­янно врет. Книга помогла сде­лать Трампа более види­мым, у него появи­лась теле­пе­ре­дача, а где теле­пе­ре­дача — там и пре­зи­дент­ский срок. В каком‑то смысле пре­зи­ден­том Трампа сде­лал редак­тор Тони Шварц.

За книгу The Art Of The Deal Шварц получил 250 тысяч долларов авансом и несколько миллионов долларов авторского вознаграждения, когда книга стала бестселлером. В России таких гонораров за книги я не видел.

Подробнее об этой истории — в Гугле по запросу Trump Put Lipstick On A Pig, мне она нравится в изложении журнала «Нью‑Йоркер»

У меня есть такой мар­кер: если чело­век спо­со­бен за один раз встре­титься со мной часа на три, и все три часа он спо­со­бен рас­ска­зы­вать о своей теме с бай­ками, при­ме­рами и нюан­сами, — это может быть мате­ри­а­лом книги. Если автор пол­часа не может четко сфор­му­ли­ро­вать свою мысль, книгу делать еще рано.

Поэтому у биз­нес‑тре­не­ров книги полу­ча­ются быст­рее: они по роду работу должны «наго­ва­ри­вать» свой мате­риал. Книга хоро­шего биз­нес‑тре­нера — это про­сто его тре­нинг, адап­ти­ро­ван­ный для чте­ния. Если тре­нинг тол­ко­вый, то и книга будет такой.

Процесс

Я рабо­таю так: долго обща­юсь с авто­ром, хожу на его тре­нинги и курсы, встре­ча­юсь отдельно, задаю много вопро­сов и пыта­юсь обу­читься его науке. Про­бую напи­сать сво­ими сло­вами демо­главу. Пока­зы­ваю кли­енту, кру­тим ее, редак­ти­руем, све­ряем стиль. Если всё полу­ча­ется — продолжаем.

Можно, навер­ное, про­сить автора напи­сать всё само­сто­я­тельно и только отре­дак­ти­ро­вать. Но если у чело­века есть время всё это писать, то вы для него ско­рее лите­ра­тур­ный редак­тор. Лично мне инте­рес­нее выстра­и­вать повест­во­ва­ние с нуля, чем копаться в чужих «исход­ни­ках» и дви­гать там слова.

Макет

Я убеж­ден, что в совре­мен­ном состо­я­нии кни­го­из­да­тель­ства любой ува­жа­ю­щий себя редак­тор дол­жен сразу рабо­тать в Инди­зайне: редак­ти­ро­вать руко­пись в кон­тек­сте вёрстки и макета. Редак­тор дол­жен видеть, где кон­ча­ется стра­ница, как в нее ложатся перечни и таб­лицы, нет ли вися­чих строк.

Вер­сталь­щики в изда­тель­ствах и типо­гра­фиях не все­гда имеют воз­мож­ность вник­нуть в текст — они рабо­тают на потоке, три три‑четыре книги в день. Поэтому они про­сто зали­вают текст в стан­дарт­ные полосы и раз­ме­чают заго­ловки. Разо­рвался пере­чень? Обоб­ща­ю­щее слово перечня оста­лось на преды­ду­щем раз­во­роте? Не влезла иллю­стра­ция? И так сойдёт!

Если хотите, чтобы за ваши книги не было стыдно, делайте их в «Инди­зайне». А вер­сталь­щи­кам, у кото­рых раз­ры­ва­ются перечни, нужно разо­рвать что‑нибудь другое.

Подроб­нее о созда­нии макета:

Модели гонорара и прав

Я встре­чался с двумя прин­ци­пи­аль­ными моде­лями: пол­ной пере­да­чей прав и соавторством.

При пол­ной пере­даче прав вы выполняете работу, получаете фиксированную сумму гонорара и передаете исключительные права на результат — текст или макет. Что происходит дальше — вас не касается. Автор может передать часть прав в издательство для выпуска книги; может выпустить самиздатом; может изменить текст, или превратить его в аудиокурс. Риск в этом случае на клиенте: если он вложил деньги в самиздат, а книга провалилась, — это не ваши проблемы. И наоборот: если книга стала бестселлером, то всё авторское вознаграждение или всю прибыль забирает клиент.

В соавторстве вы совместно с автором владеете правами на книгу и совместно решаете, что с ней делать. Например, вы вместе выбрали издательство, издательство вас взяло, подписало с вами трехсторонний договор. В договоре прописано распределение авторского вознаграждения. Книга продается, раз в полгода издательство платит вам обоим ваши доли авторского вознаграждения.

Написать своё имя в выходных данных вы сможете при любой модели.

Я вижу так: узкие нишевые книги нужно писать за гонорар и полностью передавать права. Если у книги всего 10 тысяч читателей, авторское вознаграждение там будет незначительным, но можно компенсировать гонораром. Если же книга потенциально массовая, выгоднее входить в соавторство.

Долгострой

Сложно представить ситуацию, в которой книгу нужно издать срочно. Поэтому для вашего автора это всегда будет побочный продукт, время на который будет выделяться по остаточному принципу. Либо вы будете «пушить» процесс и структурировать автора, либо книга будет писаться от 9 месяцев до 2‑3 лет.

Один из моих коммерческих книжных проектов в декабре отметил два года, и еще столько же впереди. Я начинал его юношей, а закончу стариком.

Ревность

Больно, когда не разгибаясь хреначил год, а потом все лавры достаются человеку на обложке. Когда у вас это случится, помните вот о чем:

Не только лавры, но и критика. Человек на обложке оказывается в центре внимания и фанатов, и хейтеров. Иногда очень приятно постоять в сторонке и посчитать гонорар, пока ревнивые коллеги по цеху бомбят автора. Они будут бомбить в любом случае, это же коллеги. Но бомбить будут не вас, потому что вы же просто редактор.

Книга — это не только текст. Книга — это еще и автор, его аудитория и репутация. Одно дело — книгу о финансах издает известный публичный директор банка. Это да, это логично, люди купят книгу с доверием к этому имени. Другое дело — эту же книгу выпустил редактор. Ты кто вообще? Почему тебе можно верить?

Существенная часть продаж книг связана не с ее содержанием, а с репутацией автора и с обещанием на обложке. Книгу Познера, Горбунова, Лебедева или Путина купят во многом благодаря их репутации, даже если текст напишет неизвестный студент.

Если чувствуете, что вы сможете сами написать и продвинуть книгу, пользуясь своим влиянием — выпускайте ее сами, не берите себе соавторов и заказчиков. Но если, например, вы хотите сделать кулинарную книгу, полезнее взять в авторы суперпопулярный кулинарный блог. Они щедро и агрессивно продвинут книгу среди своей аудитории, у вас будет большой спрос, книга будет успешнее.

Рынок

В России я встречал такие проявления рынка:

  • копеечный труд литературных рабов в издательствах;

  • частные редакторы, которые делают разовые коммерческие проекты (я тут);

  • книжные бутики, которые делают книги для знаменитостей (часто силами рабов);

  • маленькие тематические издательства, которые внимательно и с любовью делают книги;

  • большие издательства, у которых производство книг поставлено на поток;

  • огромный паразитический нарост книжного пиратства.

Платят у нас за книги во много раз меньше, чем в США, но у нас и экономика книжного бизнеса во много раз скромнее, и продажи нехудожественной литературы не такие большие, и книжная логистика не так развита. Когда мы делали «Пиши, сокращай», нам нужен был скромный аванс на иллюстратора. Почти все издательства крутили у виска и предлагали купить картинки в фотобанке.

«Какой аванс? Вы что, книга же пишется не для денег! В России на книгах никто не зарабатывает» — слова одного менеджера известного делового издательства (с ним мы в итоге не работали).

В 2019 году я столкнулся с менеджером издательства, который позвонил мне с таким монологом:

«Максим, вы известный блогер, предлагаем вам издать у нас свою первую книгу. Она укрепит вашу репутацию как эксперта и поможет выйти в офлайн, повысив продажи курсов. От вас нужно только согласие, дальше мы сами... В смысле, у вас уже есть книги? А какие? Ой, простите, до свидания».

Издательства «чешут» по публичным людям, предлагая ввязаться в книжный проект. Дальше литературный раб собирает книгу по материалам статей, лекций и постов в Фейсбуке, а автор просто будет рекламировать эту книгу на свою аудиторию. Для издательства такой проект выходит рентабельным, вот они и ищут дурачков. То, что такой книгой потом можно подтереться, у меня не вызывает сомнений. Издательству нужны тиражи, а для тиражей нужна лояльная аудитория. На этом и зарабатывают.

От разных людей я слышал, что редакторский гонорар за такие блогерские компиляции сопоставим с месячной зарплатой менеджера в Москве. Эдакий книжный фаст‑фуд, только в фаст‑фуд полезнее, еще и платят больше.

Мечтаю, чтобы при нашей жизни выпуск качественной и глубокой книги стало событием федерального масштаба, и гости Ивана Урганта приходили с рекламой книг, а не фильмов. Но и хороших фильмов тоже.

См. также: об экономике книги «Пиши, сокращай», манифест издательства бюро об экономике и ценности книги.

Текст и редактура — дисциплина Школы редакторов. Набор открыт. Чем раньше поступите, тем ниже стоимость и выше шанс на бесплатное место.
 

Поделиться
Отправить

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Что нового в сфере редактуры? 1 Как вежливо напомнить об оплате заказа? 8 В каких ситуациях текст лучше иллюстраций? 2 Как редактору вести себя в соцсетях? 3




Недавно всплыло

5 3 Типовые решения в вёрстке. Как сверстать простую шапку страницы с меню 4 Как написать аккуратный код? Часть вторая: связность 1