x
 
Леонид Спирин
5 января 2020
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Максим, здравствуйте!

Объясните, пожалуйста, кто такой редактор? Я окончательно запутался.

Я понимаю, кто такой главный редактор, — это человек, отвечающий за весь редакционный процесс в каком-либо издании. Капитан корабля. Понятно. Но чем занимается редактор, который «запускает проекты для частных компаний»? Зачем нужен редактор, например, среднему или крупному бизнесу?

Допустим, я предприниматель, мне нужен сайт. Разработчик его сделает, дизайнер нарисует, копирайтер напишет, фотограф сфоткает, менеджер проследит за сроками. Где здесь редактор? Как объяснить, что копирайтер, скорее всего, напишет плохо и нужно все отредактировать? В чем заключается полезное действие редактора для бизнеса (при условии, что сам он пишет только в последнюю очередь)?

Сначала я думал, что редактор занимается упаковкой смыслов. Разработчик может накодить, а дизайнер — хорошо нарисовать. Но они не знают, как именно подавать материал. Где должна быть фотка, а где текст, условно. Потом понял, что если дизайнер этого не понимает, то это плохой дизайнер.

Потом подумал, что редактор должен проследить за тем, чтобы конечный продукт вышел цельным и качественным — отредактировать то, что уже есть. Но зачем тогда нужен арт-директор?

В Студии Лебедева, например, вообще нет такого понятия как редактор, но у них есть копирайтеры.
Покажите, пожалуйста, на примерах, чем занимаются редакторы в Бюро?

Чем я смогу заниматься как редактор после окончания Школы, если не хочу писать статьи? Не исключаю, что по окончании мне захочется, но все же.


У любого про­екта должна быть «точка сборки» — чело­век, кото­рый смот­рит на про­дукт в целом. Он про­ве­ряет, как сты­ку­ются все эле­менты и как в целом рабо­тает про­дукт. Редак­тор может быть как раз «точ­кой сборки» инфор­ма­ци­он­ного про­дукта: блога, сайта, бро­шюры, видео­ро­лика, теле­про­граммы или даже акка­унта в Инстаграме.

Но тут есть нюанс: я говорю о редак­тор­ской функ­ции, а не о редак­торе как о еди­нице в ком­па­нии. Функ­цию редак­тора может взять на себя арт‑дирек­тор: ему при­но­сят сайт, он его цели­ком читает и нахо­дит несты­ковки. То же самое может сде­лать дизай­нер: ему при­сы­лают текст, он делает из него нагляд­ную, ясную и инте­рес­ную стра­ницу. Функ­цию редак­тора может испол­нять чело­век из СММ: он при­че­сы­вает стиль тек­ста, делает изоб­ра­же­ния в оди­на­ко­вом ключе, сле­дит за пла­ном пуб­ли­ка­ций. Даже дирек­тор может каж­дый день утвер­ждать всё перед пуб­ли­ка­цией — тогда он испол­няет редак­тор­ские функ­ции. Я встре­чал пред­при­ни­ма­те­лей, кото­рые неистово кай­фо­вали от воз­мож­но­сти пора­бо­тать редак­то­ром в соб­ствен­ном биз­несе, это их право.

Редак­тор — это не долж­ность, а функция.

Редак­тор в ком­па­нии смот­рит на про­дукт в целом. Он раз­би­ра­ется не только в сло­вах, но и в смысле, дизайне, интер­фейсе, юри­ди­че­ских рис­ках, пове­де­нии поль­зо­ва­те­лей. Это не озна­чает, что он сам дол­жен про­ек­ти­ро­вать интер­фейс или сам настра­и­вать «Гугль‑ана­ли­тику». Но он дол­жен пони­мать, какую задачу поста­вить ана­ли­тику и на что смот­реть в отчете.

Вот рабо­чая неделя редак­тора в малень­кой ком­па­нии — доста­точно малень­кой, что редак­тор в ней пока что один.

  • Напи­сать или про­ве­рить и пере­пи­сать новость о продукте

  • Посмот­реть на рас­сылку, кото­рую отпра­вят по клиентам

  • Обес­пе­чить выход ста­тьи в блоге. Обес­пе­чить про­дви­же­ние этой статьи

  • Изу­чить ста­ти­стику блога. Какие ста­тьи попу­лярны, а какие нет? Какие при­но­сят про­дажи? Какая реклама ста­тей сра­бо­тала, а какая нет? Почему? Как дальше про­дви­гать наши материалы?

  • То же, что про блог — только теперь про соцсети

  • Орга­ни­зо­вать про­цесс про­из­вод­ства фир­мен­ных иллю­стра­ций для ком­па­нии. А то мы берем всё с фото­стока — некруто

  • Посмот­реть на эффек­тив­ность уже создан­ных про­мо­стра­ниц. Какие при­емы рабо­тают, а какие нет? С уче­том про­шлого опыта под­го­то­вить про­то­типы про­мо­стра­ниц для надви­га­ю­щейся кам­па­нии. Про­ве­рить, как дизай­нер реа­ли­зо­вал уже создан­ные про­то­типы, найти нестыковки

  • Пере­де­лы­ваем робота‑авто­от­вет­чика. Можно помочь: соста­вить текст, подо­брать дик­тора, пере­де­лать текст после дик­тор­ской начитки

  • Поду­мали снять несколько видео­ро­ли­ков о наших про­дук­тах. Сце­на­рий, орга­ни­за­ция съе­мок, про­верка ито­го­вого монтажа

  • Посту­пает много жалоб на скрипты про­даж, по кото­рым наши сотруд­ники обзва­ни­вают кли­ен­тов. Про­ве­рить и пред­ло­жить улучшения

  • Перед празд­ни­кам и под Новый год напра­вить мар­ке­то­ло­гов в пра­виль­ную сто­рону. Про­ве­рить их рас­сылки, пред­ло­жить улуч­ше­ния. Дого­во­риться, чтобы они эти улуч­ше­ния применили

  • Поток редак­тор­ских задач слиш­ком боль­шой, нужен вто­рой редак­тор в помощь. Орга­ни­зо­вать под­бор и найм, вклю­чить его в работу

Если всем этим зани­ма­ется редак­тор, то у ком­па­нии фор­ми­ру­ется бод­рый еди­ный стиль обще­ния, запус­ка­ется рит­мич­ный кон­тент‑мар­ке­тинг, выхо­дит много про­мо­стра­ниц, сни­жа­ется сто­и­мость при­вле­че­ния кли­ен­тов, все кайфуют.

Когда эти задачки раз­бро­саны по отде­лам, то всё враз­но­бой: рас­сылки одни, соц­сети дру­гие, на сайте тре­тье, всё нерит­мично и с огром­ными поте­рями. Или дирек­тор лично сидит и по часу в день про­ве­ряет весь текст, потом отправ­ляет на пере­делку. И в итоге мар­тов­ская ста­тья выхо­дит в мае, а идея сни­мать видео так и уми­рает — всем некогда.

Но я вам вот что скажу. То, что вы поучи­тесь в Школе редак­то­ров, не дает вам гаран­тий, что ком­па­нии при­дут к вам именно с таким запро­сом и именно так будет устроен ваш рабо­чий день. То, что я опи­сал выше, — это моя рабо­чая неделя в «Мега­плане». А изна­чально в «Мега­план» меня позвали отре­дак­ти­ро­вать тек­стики на новый сайт — но звезды сошлись, и я ока­зался полез­ным в дру­гих вещах тоже. Ника­кой Школы редак­то­ров тогда еще не было. Но и в самом «Мега­плане» было адек­ват­ное руко­вод­ство, кото­рое пони­мало цен­ность от нор­маль­ных коммуникаций.

Если про­сто закон­чить школу и ждать «Ну хде, дайте денях» — ничего этого не будет. Даже не факт, что ста­тейки позо­вут писать. Мы вам даем навыки, а как вы ими рас­по­ря­ди­тесь — это уже ваша ответственность.

Текст и редактура — дисциплина Школы редакторов. Набор открыт. Чем раньше поступите, тем ниже стоимость и выше шанс на бесплатное место. Занятия с марта в любой день.
 

Поделиться
Отправить

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Как замотивировать наших ребят делиться своим опытом через текст? 4 Как находить подход к капризным авторам? Хочу поговорить о слове «бизнес» Как правильно отвечать, если кто-то написал плохое в соцсетях? 1




Недавно всплыло

В бюро есть таймтрекинг для сотрудников? 5 При клике на кнопку нужно плавно прокрутить страницу к форме 2 Почему эспрессо стоит 100 рублей, а американо 150? 3 2