x
 
Екатерина Жукова
1 февраля 2020
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Интересует юридическая сторона покупки шрифта, использованного в логотипе. Выбранный шрифт подходит по всем параметрам для этой цели, но остаётся открытым вопрос оформления покупки.

Кто должен покупать данный шрифт (чей банковский счёт), и на какой компьютер он должен быть установлен (дизайнера, который использовал этот шрифт в создании логотипа, или заказчика, который получает в итоге векторную картинку с логотипом, где этот шрифт перевёл в кривые)?


Екатерина!

Как и с дру­гими вопро­сами лицен­зи­ро­ва­ния шриф­тов, к сожа­ле­нию, я не могу отве­тить одно­значно: всё зави­сит от кон­крет­ной лицен­зии кон­крет­ного про­давца или дис­три­бью­тора шриф­тов. Что бы ни было напи­сано в интер­нете, вам все­гда стоит читать текст лицен­зии на инте­ре­су­ю­щий вас шрифт целиком.

Есть ком­па­нии, кото­рые вклю­чают лого­тип в деск­топ‑исполь­зо­ва­ние, то есть доста­точно купить лицен­зию только дизай­неру. Иные ком­па­нии либо имеют отдель­ную лицен­зию на лого­тип, либо преду­смат­ри­вают осо­бые усло­вия исполь­зо­ва­ния шрифта в лого­типе — то есть исполь­зо­ва­ние в шрифта в лого­типе не попа­дает под базо­вую деск­топ‑лицен­зию. Воз­можно, в таких слу­чаях кли­енту при­дётся тоже купить лицен­зию, или при­дётся запла­тить боль­шую сумму за исполь­зо­ва­ние шрифта в логотипе.

Но на тер­ри­то­рии Рос­сии есть ещё одно важ­ное раз­де­ле­ние лицен­зи­он­ных согла­ше­ний, а точ­нее, того, что именно лицен­зи­ру­ется: шрифт как про­грамма и шрифт как автор­ское про­из­ве­де­ние. Есть ком­па­нии, кото­рые пере­дают право исполь­зо­ва­ния шриф­то­вым фай­лом как про­грамм­ным обес­пе­че­нием — грубо говоря, вы пла­тите за право исполь­зо­вать шрифт в деск­топ‑при­ло­же­ниях, а что кон­кретно вы сде­ла­ете в Инди­зайне или Иллю­стра­торе — ваше дело. С дру­гой сто­роны, есть ком­па­нии, кото­рые защи­щают не только шриф­то­вой файл, но и сам рису­нок шрифта: таким ком­па­ниям важно не только, на чьём ком­пью­тере уста­нов­лен шрифт, но и на чьей про­дук­ции он будет использоваться.

Отно­ше­ние к шрифту как к про­грамме и как к объ­екту автор­ского про­из­ве­де­ния озна­чает двой­ную охрану про­дукта. То есть, если лицен­зия и шриф­то­вой файл есть только у дизай­нера, а лого­тип исполь­зу­ется в кри­вых в про­дук­ции сто­рон­ней ком­па­нии, наняв­шей дизай­нера, то без допол­ни­тель­ной лицен­зии ком­па­ния будет исполь­зо­вать шрифт как объ­ект автор­ского права неле­гально. Такая поли­тика неко­то­рых рос­сий­ских ком­па­ний вызвала боль­шой резо­нанс в про­шлом году, поэтому жур­нал «Шрифт» выпу­стил спе­ци­аль­ную ста­тью «Право на шрифт», рас­кры­ва­ю­щую тему лицензирования.

Алексей Мурашко, «Шрифт»

Со­глас­но но­вым усло­ви­ям ли­цен­зий упо­мя­ну­тых пра­во­об­ла­да­те­лей, за­каз­чи­ку ста­ло не­об­хо­ди­мо так­же при­об­ре­сти ли­цен­зию, да­же если он не со­би­рал­ся уста­нав­ли­вать шрифт на свой компьютер.

По такому прин­ципу рабо­тают, напри­мер, Пара­тайп и Бра­ун­фокс. В слу­чае, если инте­ре­су­ю­щий вас шрифт при­над­ле­жит таким ком­па­ниям, ско­рее всего, запла­тить за исполь­зо­ва­ние шрифта в лого­типе при­дётся и дизай­неру, и заказ­чику, кото­рый будет исполь­зо­вать лого­тип в даль­ней­шем. Узнать подроб­нее вы смо­жете, про­чи­тав лицен­зии таких ком­па­ний или напи­сав им напрямую.

Бан­ков­ский счёт важен в первую оче­редь для вашей отчёт­но­сти. То, на чьё имя выпи­сан счёт, а зна­чит, куп­лена лицен­зия, важ­нее того, откуда именно посту­пит пла­тёж. Но я уве­рена, что и тут мно­гое зави­сит от ситу­а­ции, поэтому при нали­чии сомне­ний лучше посо­ве­то­ваться с юри­стом, пре­жде чем оформ­лять покупку, — осо­бенно если вы боль­шая компания.

Отдель­ный инте­рес­ный вопрос — как быть, если одна ком­па­ния рас­про­стра­няет шрифты дру­гой ком­па­нии, исполь­зуя свою лицен­зи­он­ную поли­тику. Самый про­стой при­мер — аме­ри­кан­ская шриф­то­вая биб­лио­тека Адобе Фонтс. В рам­ках под­писки на Кре­а­тив Клауд можно исполь­зо­вать любой шрифт из Адобе Фонтс, соблю­дая лицен­зи­он­ные согла­ше­ния Адобе. На стра­нице о лицен­зиях пер­вый же вопрос — можно ли исполь­зо­вать шрифты из кол­лек­ции для созда­ния лого­ти­пов. Ответ про­стой — да, с любым шриф­том из биб­лио­теки можно созда­вать любое век­тор­ное или раст­ро­вое изоб­ра­же­ние в десктоп‑программах.

В кол­лек­ции Адобе Фонтс есть шрифты Пара­тайпа, кото­рые рас­про­стра­ня­ются по лицен­зии Адобе, а не Пара­тайпа. То есть тео­ре­ти­че­ски вы можете сде­лать лого­тип их шриф­том, исполь­зуя легаль­ную под­писку на Адобе, и посту­пите абсо­лютно пра­вильно. Но пред­ста­ви­тели Пара­тайпа несколько раз в неофи­ци­аль­ной речи утвер­ждали, что такой метод неле­га­лен, и они обя­за­тельно будут пре­се­кать такие попытки использования.

Офи­ци­аль­ных заяв­ле­ний или ста­тей, объ­яс­ня­ю­щих эту ситу­а­цию, на дан­ный момент нет. Однако если вы боль­шая ком­па­ния, опе­ри­ру­ю­щая на тер­ри­то­рии Рос­сии, могу лишь посо­ве­то­вать обхо­дить такие неод­но­знач­ные моменты сто­ро­ной, потому что у Пара­тайпа есть вну­ши­тель­ный опыт судеб­ных исков и выиг­ран­ных дел. Проще не лезть в выяс­не­ния, а напи­сать письмо и уточ­нить, какую лицен­зию нужно при­об­ре­сти для вашей задачи. Или выбрать дру­гие шрифты и дру­гие мага­зины :‑)

P. S. Это был субботний совет о шрифте в дизайне. Хотите знать всё о выборе шрифтов для проекта, о подборе шрифтовых пар, о каллиграфии, летеринге и создании собственных шрифтов? Присылайте вопросы.

Поделиться
Отправить

Комментарии

Евгений Садко
2 февраля 2020

У разных студий разная лицензионная политика, но если студия имеет договор о распространении шрифтов под лицензиями других магазинов, сайтов, сервисов, значит все законно. Например, ПараТайп имеет договор с Rentafont о том, что шрифты ПараТайп можно предоставлять пользователям на время — в аренду. Условия аренды Rentafont не позволяют копировать шрифты, кроме того, шрифты технически защищены от копирования. Макеты со знаками шрифтов в любом виде (в том числе макеты логотипов) нельзя передавать третьим лицам без указания того, что ввод в гражданский оборот любых изображений знаков шрифта требует соответствующей лицензии, которую, тоже можно купить на Rentafont.


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

1 1 Где я могу найти информацию об использовании шрифта Bell MT Bold в логотипе?




Недавно всплыло

Как замотивировать наших ребят делиться своим опытом через текст? 5 Автотесты «на пальцах» 2 Вдохновение: как выйти из творческой жопы. Гость Александр Крауш 1 Советы о дизайне интерфейсов 4