x
 
Александр
7 марта 2020
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Сейчас я рисую контрастную гарнитуру с очень тонкими перекладинами и подумал, что можно было бы сделать такую же, но для сплошного мелкокегельного текста в гипотетическом журнале или книге.

Расскажи, пожалуйста, какие нюансы стоит учесть при разработке текстовых версий шрифта? Например, где-то читал, что делаются более широкие межбуквенные расстояния, завышенная x-height, более толстые перекладины, широкое очко и тп.

Звучит логично, но в каких пропорциях это лучше всего делать, относительно существующего? Каков рецепт успешного текстового шрифта?

Интересно также, как грамотнее всего сделать курсив из существующего прямого начертания. Бывает курсив лишь наклонная версия прямого начертания (в гротесках), бывает традиционный курсив с другими формами букв, а бывает, что это как будто совсем другой шрифт с другой конструкцией (тоньше, уже, другие формы засечек и тп).

Думаю, не существует строгих правил, но некие рекомендации хотелось бы взять на заметку. Спасибо!


Александр!

Попро­бую отве­тить на ваши вопросы в двух частях. Сна­чала — про шриф­то­вые семей­ства. Еди­ного рецепта созда­ния тек­сто­вого начер­та­ния к гото­вому дис­плей­ному быть не может: всё зави­сит от задачи. Но есть несколько момен­тов, о кото­рых стоит поду­мать, пре­жде чем при­сту­пать к созда­нию шриф­то­вого семейства.

Шриф­то­вое семей­ство, или гар­ни­тура — это система, внутри кото­рой могут суще­ство­вать раз­ные начер­та­ния. Эти начер­та­ния будут выпол­нять раз­ные роли: напри­мер, начер­та­ние Text может исполь­зо­ваться в сплош­ных текстах, Caption — в под­пи­сях мень­шим кег­лем, Micro — для совсем мел­ких кег­лей и так далее. Но начер­та­ния не огра­ни­чи­ва­ются пред­по­ла­га­е­мым местом исполь­зо­ва­ния и назва­ни­ями Display, Text или Caption. Шриф­то­вое семей­ство может состо­ять из очень узких и очень широ­ких начер­та­ний или гро­теска и анти­квы или из начер­та­ний для веба и для печати. Начер­та­ния могут сильно отли­чаться друг от друга, но при этом оста­ваться в одной шриф­то­вой системе. Система может быть любой, какой вы её придумаете.

Шриф­то­вое семей­ство Твик Кати Шим­мель. В гар­ни­туре есть тек­сто­вое начер­та­ние и вари­а­тив­ное акци­дент­ное — в нём можно кон­тро­ли­ро­вать «гро­мозд­кость» или «иска­жён­ность» букв
Шриф­то­вое семей­ство Брен­нер Николы Джу­река. На пер­вый взгляд совер­шенно раз­ные начер­та­ния рабо­тают внутри одного семей­ства

Почи­тать о шриф­то­вых семей­ствах и прин­ци­пах их созда­ния можно в книге Тима Аренса и Шоко Муги­куры «Кор­рек­ция шрифта для раз­ных раз­ме­ров»: в ней пока­зано много гар­ни­тур с раз­ными систе­мами и для раз­ных задач.

В вашем слу­чае стоит сна­чала задаться вопро­сом, что именно вы хотите пере­не­сти в тек­сто­вое начер­та­ние из гото­вого дис­плей­ного, то есть при­ду­мать систему, по кото­рой может стро­иться ваше семей­ство. Что будет общего у дис­плей­ного начер­та­ния и тек­сто­вого? А что будет отли­чаться, помимо харак­те­ри­стик кон­крет­ного начер­та­ния — кон­тра­ста и жир­но­сти? Как пред­по­ла­га­ется исполь­зо­вать эти начер­та­ния — вме­сте на одной полосе гипо­те­ти­че­ского жур­нала, или эти начер­та­ния слиш­ком далеки отно­си­тельно друг друга и будут суще­ство­вать в раз­ных средах?

Вы правы, чаще всего тек­сто­вые и акци­дент­ные начер­та­ния будут отли­чаться вели­чи­ной очка, соот­но­ше­нием высот про­пис­ных, строч­ных и вынос­ных эле­мен­тов, про­пор­ци­ями, сте­пе­нью кон­тра­ста и раз­ме­ром апро­шей. В тек­сто­вых начер­та­ниях очко будет больше, отно­си­тельно него высота про­пис­ных будет меньше, а вынос­ные эле­менты — короче. Про­пор­ции будут шире, кон­траст в срав­не­нии с акци­дент­ными начер­та­ни­ями — меньше, а апроши — более сво­бод­ными. Но сте­пень всех этих отли­чий не может меряться линей­кой или стро­иться по чис­лам Фибоначчи.

Хоро­ший спо­соб понять, на вер­ном ли вы пути, — сде­лать две край­но­сти. В вашем слу­чае одна край­ность — это огром­ный кон­траст, жир­ные буквы, мас­сив­ные капли. Тогда дру­гой край­но­стью может быть зна­чи­тельно мень­ший кон­траст, при­глу­шён­ные детали, менее мяг­кие закруг­ле­ния и так далее. Как только перед вами будет два кон­тра­сти­ру­ю­щих при­мера, вам ста­нет проще понять, что стоит скорректировать.

Мой люби­мый вопрос на эту тему: насколько «обыч­ное» обыч­ное начер­та­ние? Чтобы это понять, стоит иметь перед гла­зами край­но­сти: напри­мер, свет­лое и жир­ное или узкое и широ­кое начер­та­ния. Есть гар­ни­туры, в кото­рых свет­лое и жир­ное начер­та­ния довольно тём­ные, поэтому и обыч­ное начер­та­ние будет тем­нее, чем в дру­гих шриф­тах. Когда есть, с чем сопо­ста­вить сущ­ность, ста­но­вится ощу­тимо проще давать ей оценку.

Ещё один момент, о кото­ром стоит пом­нить при созда­нии опти­че­ских начер­та­ний — это детали. В тек­сто­вом начер­та­нии мно­гие детали, кото­рые есть в дис­плей­ном, неиз­бежно будут утра­чены. Питер Билак срав­ни­вает это с мат­рёш­кой — при умень­ше­нии объ­екта коли­че­ство дета­лей, кото­рые воз­можно вос­про­из­ве­сти, тоже будет уменьшаться.

Гар­ни­тура Фрейт Джо­шуа Дар­дена. Акци­дент­ные начер­та­ния Биг и Дис­плей рас­счи­таны на боль­шие кегли, поэтому дета­лей в них больше, чем в тек­сто­вых начер­та­ниях. Однако в начер­та­нии Микро для экс­тре­мально мел­ких кег­лей начи­нают про­яв­ляться совсем дру­гие детали — они более рез­кие и спро­ек­ти­ро­ваны для удо­бо­чи­та­е­мо­сти в мел­ких раз­ме­рах

В начер­та­ниях для совсем мел­ких кег­лей ино­гда опус­ка­ются даже целые эле­менты букв — они могут мешать удо­бо­чи­та­е­мо­сти. Однако, насколько эффек­тивна такая прак­тика — пока­жет время.

В гар­ни­туре Минускул Томаса Хуо‑Мар­шана начер­та­ния пред­на­зна­чены для экс­тре­мально мел­ких кег­лей. В начер­та­нии Два все знаки выгля­дят странно и криво. Буквы о — квад­рат, и счи­ты­ва­ется ско­рее её контр­форма. Но в совсем мел­ких кег­лях буквы дей­стви­тельно рас­по­зна­ются

В сле­ду­ю­щем совете я рас­скажу о курсивах.

P. S. Это был субботний совет о шрифте в дизайне. Хотите знать всё о выборе шрифтов для проекта, о подборе шрифтовых пар, о каллиграфии, летеринге и создании собственных шрифтов? Присылайте вопросы.

Поделиться
Отправить

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Как грамотнее всего сделать курсив из существующего прямого начертания? Часть 2 Кто должен покупать шрифт, использованный в логотипе? 1 1




Недавно всплыло

Сервис для перевода денег между картами. Часть 2 3 5 Об издании мыслей в виде книги 2 Как редактору вести себя в соцсетях? 3