x
 
Марина Нифонтова
10 мая 2020
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Чтобы не перегрузить читателя цифрами


Марина!

Вы как будто исхо­дите из пред­по­ло­же­ния, что ста­ти­сти­че­ские дан­ные — это неинтересно.

Артём Гор­бу­нов рас­ска­зал исто­рию, как в 2006 году, когда он рабо­тал в сту­дии Лебе­дева, при­нёс Тёме полосу для жур­нала Раша:

Тёма ска­зал, что это скуч­но­вато. На что Артём отве­тил: «А ты при­смот­рись к эпиграфу»:

И Лебе­дев ска­зал: «А тогда ладно».

Дан­ные бывают раз­ными, здесь мно­гое зави­сит от темы. Если вы будете рас­ска­зы­вать ста­ти­стику, от чего уми­рали люди в Рос­сии в 2019 году, это навер­няка при­вле­чёт вни­ма­ние. Тема смерти все­гда вовле­кает, поэтому и ста­ти­стику читать о ней инте­ресно. Чита­тель смот­рит на дан­ные и при­ки­ды­вает, какие у него шансы от чего уме­реть. Ещё инте­ресно читать ста­ти­стику про аборты, гомо­сек­су­а­лизм, пен­сии и зара­ботки чинов­ни­ков, потому что это болез­нен­ные и спор­ные темы.

Конечно, спо­соб подачи мате­ри­ала тоже важен, а если тема не такая уж вовле­ка­ю­щая, то в ней осо­бенно при­дётся уде­лить вни­ма­ние тому, как струк­ту­ри­ро­вать инфор­ма­цию. В работе с циф­рами я сове­тую попро­бо­вать кон­трин­ту­и­тив­ное правило:

Чтобы сде­лать ста­ти­сти­че­ские дан­ные инте­рес­ными, надо пере­стать пытаться делать их инте­рес­ными

Это зна­чит, что если счи­тать цифры по умол­ча­нию неин­те­рес­ными, то можно слиш­ком увлечься в попыт­ках собрать более захва­ты­ва­ю­щий мате­риал. Напри­мер, вы пишете о рос­сий­ском биз­несе в циф­рах, но цифры при­во­дите внутри исто­рий героев, исто­ри­че­ской справки, ком­мен­та­риев экс­пер­тов из раз­ных отрас­лей. Навер­няка у вас полу­чится хоро­ший мате­риал, но это будет уже не ста­ти­стика, а иссле­до­ва­ние. Фокус ста­тьи сме­стится, задачи будут дру­гими. Поэтому не надо пытаться пре­вра­тить цифры в исто­рию с сюже­том и героями.

Чтобы цифры стали инте­рес­ными, их нужно выбрать, сфор­му­ли­ро­вать, пра­вильно подать. Это глу­бо­кая редак­тор­ская работа.

Цифры инте­ресно пока­зы­вать в дина­мике и срав­ни­вать с чем‑то зна­ко­мым. Если гово­рите, сколько людей в Рос­сии живут без горя­чего водо­снаб­же­ния, пока­жите дан­ные за преды­ду­щие годы. Если назы­ва­ете рас­сто­я­ние до Луны, ска­жите, сколько вре­мени пона­до­би­лось бы, если бы мы летели до неё на обыч­ном самолёте.

У Нас­сима Талеба в книге «Анти­хруп­кость» есть вот такой фрагмент:

В США мы сжи­гаем 12 кало­рий топ­лива на транс­пор­ти­ровку пищи, чтобы полу­чить одну кало­рию при пита­нии. В СССР это соот­но­ше­ние было один к одному

Если бы Талеб про­сто ска­зал, сколько тра­тится топ­лива на доставку пше­ницы, это была бы скуч­ная цифра, из кото­рой трудно сде­лать какой‑то вывод. Но он пока­зал эту цифру в соот­но­ше­нии и срав­нил с дру­гой стра­ной. И чита­тель сразу делает вывод об эффек­тив­но­сти транспортировки.

P. S. Это был воскресный совет о редактуре текста. Присылайте вопросы

Текст и редактура — дисциплина Школы редакторов. Набор открыт. Чем раньше поступите, тем ниже стоимость и выше шанс на бесплатное место.
 

Поделиться
Отправить

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Мне пока ни разу не удалось выбрать человека, который написал бы правильный текст Большинство сверхзадач коммерческих компаний сводятся к увеличению прибыли 1 Куда податься? 2 Можно ли писать на хайповые темы?




Недавно всплыло

3 Как работать в Фигме быстрее. Часть 3 1 Как избежать «эффекта Тильды»? 3 1