x
 
Анна
10 июня 2020
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Делаю иллюстрации с одним и тем же персонажем для геймификации одного процесса в компании. Пользователи будут видеть мои иллюстрации несколько секунд, когда будут получать новое достижение. Иллюстрации присылала двоим заказчикам каждую неделю, им они стабильно нравились.

Когда было готово уже более 80% иллюстраций, заказчики решили показать это дизайнерам из другого отдела. Иллюстрации им очень не понравились: «несовременно», «неподходящая палитра», «ассоциация с таким персонажем будет обидна для пользователя».

Переделка иллюстрации займёт пару месяцев.

Был бы это обычный интерфейс, можно было бы апеллировать к его функциональности и удобству для пользователя. Но вот как отстаивать такие субъективные вещи как иллюстрация? Всегда будут люди, которым не будет нравиться тот или иной стиль изображения.


Анна!

Я решил пере­хва­тить ваш вопрос из пере­го­вор­ной руб­рики, потому что сам ино­гда стал­ки­ва­юсь с подоб­ными зада­чами в кли­ент­ских про­ек­тах бюро. Давайте попро­буем раз­ло­жить вашу ситу­а­цию по полочкам.

Первое: как относиться к ситуации?

Чтобы всё уда­лось, пер­вым делом настрой­тесь на нуж­ный лад. Вы не смо­жете убе­дить кли­ента, что иллю­стра­ции хороши, если он видит и верит, что они не решают его задачу или спо­собны нане­сти вред биз­несу. Поэтому не надо ничего отста­и­вать и дока­зы­вать, защи­щать свою работу или лить слёзы над отверг­ну­тыми эски­зами. Самое глав­ное — польза делу и реше­ние задачи кли­ента. Кстати, с таким же успе­хом кли­ент мог бы пока­зать иллю­стра­ции своим детям или роди­те­лям, и даже вообще никому не пока­зы­вать, про­сто сам бы осо­знал, что направ­ле­ние выбрано неверно.

При этом, на мой взгляд, обсуж­де­ние даже таких вещей как лого­тип, цвет и иллю­стра­ции можно пере­ве­сти в объ­ек­тив­ное русло. Про­сто гово­рить нужно не о том, что нра­вится или не нра­вится, а о том, какой эффект могут про­из­ве­сти раз­ра­бо­тан­ные вами эле­менты. Напри­мер, в одном из люби­мей­ших мною бюро­ш­ных про­ек­тов — редак­ци­он­ных стан­дар­тах изда­тель­ства «Актион‑МЦФЭР» — мы с кли­ен­том никак не могли дого­во­риться о фор­му­ли­ровке опре­де­ле­ния стоп‑слов:

Наше опре­де­ле­ние зву­чало так: «Стоп‑слова — при­знак сла­бого, неин­фор­ма­тив­ного, тяже­ло­вес­ного тек­ста. Они не запре­щены, но при­тя­ги­вают кри­ти­че­ский взгляд редак­тора». Кли­ент кате­го­ри­че­ски не при­ни­мал его — как мне каза­лось, потому что оно про­сто почему‑то не нра­ви­лось. Мы про­вели три встречи с кли­ен­том, устро­или слож­ный идео­ло­ги­че­ский спор сна­чала с арт‑дирек­то­ром, а потом и с кли­ен­том, пре­жде чем я понял, какой именно вред может нане­сти пред­ла­га­е­мое нами опре­де­ле­ние. Но как только я понял, реше­ние нашлось за пять минут.

Подроб­но­сти исто­рии в ведре про­екта

Второе: что думает сам клиент?

Из вашего вопроса не оче­видно, как он отре­а­ги­ро­вал на заме­ча­ния дизай­не­ров. Может быть, ска­зал, что нужно срочно всё пере­де­лать? Или нао­бо­рот не при­дал им зна­че­ния? Если вы не зна­ете, то поско­рее про­вен­ти­ли­руйте вопрос, — вдруг про­блемы нет и пере­де­лы­вать ничего не нужно? Кстати, даже если кли­ент ска­жет, что заме­ча­ния дизай­не­ров можно про­игно­ри­ро­вать, лучше акку­ратно пере­спро­сите у него ещё разок, точно ли не надо ничего пред­при­ни­мать — так вы сни­зите риск, что этот вопрос неожи­данно опять всплы­вёт в будущем.

Я не знаю, как устро­ены ваши отно­ше­ния с кли­ен­том, но я бы поз­во­лил себе поспра­ши­вать кли­ента, почему он решил пока­зать иллю­стра­ции дизай­не­рам и почему его мне­ние поме­ня­лось после их отзыва (если поме­ня­лось), ведь до этого иллю­стра­ции нра­ви­лись? Воз­можно, выяс­нится, что и раньше не всё было так гладко, как вам кажется.

Пред­по­ло­жим, что кли­ент согла­сился, что с иллю­стра­ци­ями что‑то не то, и про­сит вас их дора­бо­тать. Пере­хо­дим к сле­ду­ю­щему шагу.

Третье: что именно не так с иллюстрациями?

Это один из самых ответ­ствен­ных эта­пов. Вам пред­стоит пре­вра­тить субъ­ек­тив­ные оценки «несо­вре­менно», «непод­хо­дя­щая палитра», «ассо­ци­а­ция с таким пер­со­на­жем будет обидна для поль­зо­ва­теля» в спи­сок кон­крет­ных пра­вок. В бюро мы назы­ваем этот про­цесс согла­со­ва­нием заме­ча­ний. От того, насколько точно вы согла­су­ете заме­ча­ния, зави­сит и то, как про­сто и быстро вам будет их учесть при дора­ботке, и то, как кли­ент будет отно­ситься к работе с вами. Нет ничего при­ят­нее, чем когда испол­ни­тель (дизай­нер, иллю­стра­тор, фото­граф, раз­ра­бот­чик и так далее) при­но­сит ровно то, что ты от него ожи­да­ешь. И нао­бо­рот, сюр­призы в исправ­лен­ной работе вызо­вут недо­уме­ние, раз­дра­же­ние и, очень веро­ятно, отторжение.

Возможно, право задавать вопросы придётся отвоевать. Объясните клиенту, что вы зададите несколько уточняющих вопросов, чтобы понять, как можно было бы лучше всего решить задачу. Добейтесь, чтобы он не воспринимал ваши вопросы, как попытку защитить работу или отмазаться от внесения правок.

Чтобы согла­со­вать заме­ча­ния, зада­вайте откры­тые вопросы. Что именно кажется несо­вре­мен­ным? К чему не под­хо­дит палитра? Какой именно цвет или цвета кажутся непод­хо­дя­щими? Почему? Почему ассо­ци­а­ция будет обид­ной? И так далее. При­киньте пер­вич­ные вопросы зара­нее и при­го­товь­тесь к тому, что ответы на них поро­дят новые вопросы. Не стес­няй­тесь их задать, но сле­дите за тем, чтобы ваши вопросы не выгля­дели так, будто вы пред­ла­га­ете кли­енту при­ду­мать реше­ние за вас. Напри­мер, не стоит спра­ши­вать «А в какой цвет тогда покра­сить волосы?» — это вы должны пред­ло­жить цвет на основе дру­гих отве­тов клиента.

Возможно, право задавать вопросы придётся отвоевать. Объясните клиенту, что вы зададите несколько уточняющих вопросов, чтобы понять, как можно было бы лучше всего решить задачу. Добейтесь, чтобы он не воспринимал ваши вопросы, как попытку защитить работу или отмазаться от внесения правок.

Во время согла­со­ва­ния заме­ча­ний не думайте и не пере­жи­вайте о том, сколько вре­мени может занять вне­се­ние пра­вок. Сей­час самое важ­ное — понять, что именно и как надо испра­вить. Парал­лель­ные пере­жи­ва­ния, как дого­ва­ри­ваться о про­дол­же­нии работы, уве­ли­че­нии гоно­рара и обо всех дру­гих вещах, поме­шают вам спо­койно осмыс­лять ответы кли­ента и зада­вать пра­виль­ные вопросы. К этим вещам вы ещё вер­нё­тесь, а пока оставьте пере­жи­ва­ния за скобками.

Может ока­заться, что правки, кото­рые вы согла­су­ете с кли­ен­том, зай­мут совсем немного времени.

По резуль­та­там согла­со­ва­ния все непо­нят­ные штуки типа «непод­хо­дя­щей палитры» должны пре­вра­титься в кон­крет­ные реше­ния: меняем зелё­ный на сала­то­вый, делаем жёл­тый чуть крас­нее и так далее.

При­мер из недав­ней практики:

Пре­зен­та­ция макета печат­ного жур­нала. За спи­ной пер­вая неделя работы, впе­реди ещё три недели на подроб­ную про­ра­ботку. Если кли­ент не при­мет пер­вый под­ход, мне пред­стоит вести слож­ные пере­го­воры о том, как изме­нить состав про­екта, чтобы не вылезти за сроки.

Пока­зы­ваю макеты, рас­ска­зы­ваю ход дизай­нер­ской мысли, аргу­мен­ти­рую реше­ния, отве­чаю на воз­ни­ка­ю­щие у кли­ента вопросы. Пре­зен­та­ция закан­чи­ва­ется, насту­пает оче­редь кли­ента выска­зать своё мне­ние. Кли­ент без­апел­ля­ци­он­ным и, как мне кажется, раз­дра­жён­ным голо­сом громко спра­ши­вает «А с каких это пор у нас жур­нал стал раз­вле­ка­тель­ным?». Далее кли­ент гово­рит, что у нас непод­хо­дя­щие иллю­стра­ции, что цвета очень яркие, что шриф­тов много.

Моя пер­вая мысль — «О чёрт, макет не при­няли! Ну всёааааааа». Но я застав­ляю себя отло­жить эти пере­жи­ва­ния в сто­рону, дослу­ши­ваю кли­ента и начи­наю зада­вать вопросы. Через минут десять вопро­сов и отве­тов стало понятно, какие именно вещи сму­тили кли­ента. Ока­за­лось, что попра­вить их можно при­мерно за один вечер, а иллю­стра­ции, кото­рые лучше подой­дут для реше­ния кли­ент­ской задачи, уже есть гото­вые в дру­гом месте — их надо только при­ме­рить в наш макет и слегка адап­ти­ро­вать по цвету.

Четвёртое: на каких условиях дорабатывать иллюстрации?

Воз­можно, самый нерв­ный для испол­ни­теля этап. Вы согла­со­вали заме­ча­ния, теперь нужно дого­во­риться, как, когда и на каких усло­виях взять их в работу.

Если ока­жется, что правки зай­мут мало вре­мени, то, веро­ятно, пово­дов для пере­жи­ва­ний нет: про­сто дого­во­ри­тесь, к какому сроку при­не­сёте исправ­ле­ния. Убе­ди­тесь, что вы не поте­ряли ни одного заме­ча­ния и про­го­во­рите их перед окон­ча­нием встречи или при­шлите спис­ком кли­енту по почте.

Два месяца — это очень длинный проект по меркам бюро. За два месяца можно нарисовать и разработать полтора полноценных сайта или открыть средних размеров интернет‑магазин. Убедитесь, что вы правильно оценили срок.

Пред­по­ло­жим, что дора­ботка по заме­ча­ниям в пол­ном объ­ёме дей­стви­тельно зай­мёт пару меся­цев. Мне кажется, что сле­дует честно и как можно забот­ли­вее ска­зать об этом кли­енту. В этот же момент я бы пред­ло­жил кли­енту рас­смот­реть вари­ант вно­сить не все правки, а только самые кри­тич­ные и быст­рые из них — и ска­зал бы, насколько в таком слу­чае изме­нится срок. Ещё вари­ант: пере­де­лы­вать не все сде­лан­ные иллю­стра­ции, а только часть, чтобы запуск гей­ми­фи­ка­ции не ждал два месяца. Осталь­ные иллю­стра­ции можно сде­лать в отдель­ной итерации.

Два месяца — это очень длинный проект по меркам бюро. За два месяца можно нарисовать и разработать полтора полноценных сайта или открыть средних размеров интернет‑магазин. Убедитесь, что вы правильно оценили срок.

Пом­ните, что даже если у какого бы то ни было кли­ента нет внеш­них при­чин, застав­ля­ю­щих его завер­шить про­ект поско­рее, он всё равно рас­стро­ится от пер­спек­тивы уве­ли­чить сроки на два месяца. Поэтому он с инте­ре­сом выслу­шает ваши пред­ло­же­ния или даже пред­ло­жит что‑то в ответ.

Согла­суйте с кли­ен­том окон­ча­тель­ный состав пра­вок, дого­во­ри­тесь о сро­ках и сто­и­мо­сти доработки.

Пом­ните, что в этой ситу­а­ции нет вино­ва­тых, поэтому не надо оправ­ды­ваться или нао­бо­рот ука­зы­вать кли­енту на его ошибки. Вы хорошо делали свою работу и кли­ента она устра­и­вала, но в силу опре­де­лён­ных обсто­я­тельств он понял, что в иллю­стра­циях нужно что‑то изме­нить. Дора­ботка зай­мёт время и будет чего‑то сто­ить — дальше весь вопрос в том, устроит ли кли­ента ваше предложение.

Бонус: как предупредить подобные ситуации?

Фик­си­руйте срок про­екта и сроки согла­со­ва­ния каж­дого этапа. Про­пи­сы­вайте точку невоз­врата — дату в плане, после кото­рой в про­ект нельзя вно­сить суще­ствен­ные изме­не­ния. Когда срок зафик­си­ро­ван, обсуж­де­ние исправ­ле­ний про­хо­дит гораздо проще: или вы при­ду­мы­ва­ете и дого­ва­ри­ва­е­тесь с кли­ен­том, как вне­сти их, пожерт­во­вав чем‑то дру­гим, или дого­ва­ри­ва­е­тесь о новой ите­ра­ции, за отдель­ную плату.

При обсуж­де­нии любого про­екта про­щу­пы­вайте почву: кто ещё участ­вует в деле, кто при­ни­мает окон­ча­тель­ное реше­ние, кто может на него повли­ять. Если в про­екте могут воз­ник­нуть посто­рон­ние дизай­неры, иллю­стра­торы и любые дру­гие люди, обсу­дите пра­вила игры. Лучше всего в прин­ципе исклю­чить их из про­екта, но если не полу­ча­ется, то огра­ничьте их уча­стие по вре­мени и праву голоса: ска­жем, пока­зать что‑то дизай­не­рам можно только до такой‑то даты (обя­за­тельно до точки невоз­врата) и окон­ча­тель­ное реше­ние при­ни­мает кли­ент, а не дизайнеры.

Типографика и вёрстка — дисциплина Школы дизайнеров. Набор открыт. Чем раньше поступите, тем ниже стоимость и выше шанс на бесплатное место.
 

Поделиться
Отправить

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Заказчик присылает правки по макету, а я считаю, что они всё испортят :-( Клиент: «Ой я так занят! Как только смогу, так и пришлю» Чего на самом деле хотят заказчики, пытаясь выбить любую скидку? 11




Недавно всплыло

7 1 Как выжить в дистанционной работе. Не задавать псевдовопросов 2 Висячие предлоги в английском 1