x
 
Максим
28 июня 2020
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Вопрос Максиму. Насколько я понимаю, в «Т—Ж» над статьями также работает сео-специалист. Расскажите, что именно он делает и как это вписывается в строгую редакционную политику «писать для людей».


Мак­сим, я не могу гово­рить о «Т⁠—Ж», потому что не рабо­таю в этом изда­нии с 2019 года. Как там сей­час — не знаю. Могу поде­литься нынеш­ним опы­том в жур­нале «Код».

Сеош­ник помо­гает нам в трёх задачах:

  • убе­диться, что сайт рабо­тает без явных тех­ни­че­ских оши­бок с точки зре­ния поисковиков;

  • пред­ло­жить улуч­ше­ния для ста­тей и сайта, бла­го­даря кото­рым они могут лучше выво­диться в поиске;

  • помочь редак­ции понять, что инте­ресно людям.

Технические ошибки

Чтобы сайт был хорошо виден поис­ко­ви­кам, у него должны быть пра­вильно настро­ены мета­дан­ные: опи­са­ния, клю­че­вые слова, заго­ловки; не должно быть явных запре­тов на индек­са­цию; не должно быть про­блем с коди­ров­кой и раз­мет­кой стра­ницы. Все эти вещи не слиш­ком заметны для поль­зо­ва­теля, но могут быть суще­ственны для поис­ко­ви­ков. Спе­ци­а­лист тут может помочь.

Когда мы начи­нали делать «Код», спе­ци­а­ли­сты по СЕО настро­или нам «Ворд­пресс» так, чтобы всё это нор­мально рабо­тало, клю­че­вые слова встав­ля­лись куда надо, а поис­ко­вики нас видели. Дальше вер­сталь­щик уже исполь­зует пра­вильно настро­ен­ную админку.

Улучшения для статей

Допу­стим, мы напи­сали ста­тью про ошибку в коде и хотим, чтобы она попа­да­лась людям в поиске, когда они будут искать именно эту ошибку. Мы спра­ши­ваем у спе­ци­а­ли­ста по СЕО: как нам ее улуч­шить? Он даёт советы вроде таких:

Поставьте текст ошибки в заголовки

Напи­шите так, чтобы люди узна­вали здесь свою про­блему и поэтому не ухо­дили со стра­ницы, а оста­ва­лись на ней

Сде­лайте так, чтобы чита­тели чаще доскрол­ли­вали стра­ницу до конца, чтобы им было инте­ресно, что там в конце

Мы это учи­ты­ваем в теку­щей ста­тье и во всех следующих.

Если какие‑то советы спе­ци­а­ли­ста про­ти­во­ре­чат задаче ста­тьи, мы их игно­ри­руем. Напри­мер, если нам ска­жут сде­лать три­ста вклю­че­ний клю­че­вых слов в пер­вые пять абза­цев, а это будет выгля­деть неесте­ственно, то мы так делать не будем. Мы пишем для людей, а не для поисковиков.

Исследование спроса

Можно задать вопрос, чем люди инте­ре­су­ются в какой‑то сфере. Спе­ци­а­лист возь­мёт нуж­ные клю­че­вые поня­тия и иссле­дует спрос по поис­ко­вым сер­ви­сам: сколько людей ищут эти слова, что они ещё ищут, на что спрос самый боль­шой. Условно говоря:

Люди ищут «курсы про­грам­ми­ро­ва­ния» 100 тысяч раз в месяц, среди них на пер­вом месте «с нуля», потом идут языки Python, JavaScript и C++. Так мы узнали, что люди хотят учиться про­грам­ми­ро­ва­нию с нуля, и какие языки сей­час им инте­ресны. Мы можем решить выстро­ить ста­тьи именно в этом порядке.

Мы хотели напи­сать ста­тью «Как про­пат­чить KDE2 под FreeBSD», но спе­ци­а­лист под­ска­зал нам, что на эту тему очень малень­кий спрос. Если мы хотим, чтобы эту ста­тью нахо­дили люди в поиске, мы полу­чим незна­чи­тель­ный отклик.

Мы соби­раем все эти дан­ные и при­ни­маем реше­ния: эту тему про­ра­ба­ты­ваем в первую оче­редь, эту — потом, ту — вообще не трогаем.

Статьи специально под поисковые запросы

Я слы­шал о редак­циях, кото­рые гото­вят ста­тьи спе­ци­ально под попу­ляр­ные поис­ко­вые запросы. Спе­ци­а­ли­сты состав­ляют перечни из десят­ков и сотен таких тем, ука­зы­вают нуж­ные клю­че­вые слова, и некие редак­торы изго­тав­ли­вают под это тек­сты. Сей­час мы этим не зани­ма­емся, но я могу пред­ста­вить ситу­а­цию, когда у изда­ния может появиться такая задача.

Тогда я бы поста­рался сде­лать так, чтобы такие сеош­ные ста­тьи были не хуже, чем обыч­ные редак­ци­он­ные мате­ри­алы. Чита­телю неважно, попал он на класс­ный редак­ци­он­ный лон­грид или в сеош­ную ловушку. Он хочет полу­чить ответ на свой вопрос, и наша задача — дать ему этот ответ.

Поисковики — ещё не всё

Из поис­ко­ви­ков можно полу­чить огром­ный поток чита­те­лей, но не мень­ший поток можно полу­чить из дру­гих кана­лов: агре­га­то­ров, соц­се­тей, реклам­ных систем, рас­сы­лок, мес­сен­дже­ров. Неко­то­рые темы невоз­можно опти­ми­зи­ро­вать под поиск, потому что неко­то­рые темы люди про­сто не ищут в интер­нете. Поиск — это хорошо, но это не вся жизнь.

Мы пишем для людей, а не для машин

Я счи­таю боль­шой глу­по­стью под­чи­нять редак­тор­скую работу тре­бо­ва­ниям поис­ко­ви­ков. Мы как изда­ние слу­жим своим чита­те­лям, а не поис­ко­вым маши­нам. Поис­ко­вые машины, в свою оче­редь, тоже слу­жат чита­те­лям: они заин­те­ре­со­ваны в том, чтобы люди быстро нахо­дили ответы на свои вопросы и воз­вра­ща­лись с новыми вопро­сами. И мы, и поис­ко­вики — все мы хотим, чтобы чита­телю было хорошо.

Поэтому я реко­мен­дую ста­вить на пер­вое место инте­ресы чита­теля, а не машины. Если какая‑то реко­мен­да­ция по СЕО про­ти­во­ре­чит инте­ре­сам чита­теля, мы все­гда сна­чала сде­лаем хорошо чело­веку. Зав­тра пра­вила поис­ко­ви­ков поме­ня­ются, они уси­лят пове­ден­че­ские фак­торы и осла­бят ана­лиз клю­че­вых слов, и все эти дурац­кие сео‑опти­ми­зи­ро­ван­ные ста­тьи посы­пятся. А чита­тель­ский инте­рес не угаснет.

Короче:

Слу­жите чита­те­лям, а не алго­рит­мам
Текст и редактура — дисциплина Школы редакторов. Набор открыт. Чем раньше поступите, тем ниже стоимость и выше шанс на бесплатное место.
 

Поделиться
Отправить

Комментарии

Сергей Перевозчиков
28 июня 2020

Самое смешное, что когда плохой сеошник попросит запихать 10 запросов в один абзац, а копирайтер это сделает, статья может никогда не выйти на первую страницу, — поисковики ведь тоже ориентируются на пользователя и сейчас редко выводят в топ всякий шлак. По большей части на верх результатов поиска попадают как раз те материалы, которые написаны только для читателей: они там залипают, а для поисковиков это сигнал «Человек нашёл, что искал».

Я не зря говорю «материалы» — хорошая страница состоит далеко не только из текста. Если проблему читателя решает таблица, схема или видеоролик, для SEO это даже ещё лучше: от такого контента роботы только добреют.


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Как бы вы улучшили этот текст? Вас не расстраивает, что глубокие и серьёзные статьи люди не читают? Как вы справляетесь с разнобоем? 4 Я возьму интервью, а потом мы адаптируем информацию в формат статьи 1




Недавно всплыло

5 тайных знаний об извинениях и благодарности 2 Как искать баланс между пользой для команды и пользой для себя? 1 7 3