x
 
Артем Рыжаков
5 июля 2020
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Здравствуйте, Максим!

Пытаюсь следовать вашему совету о постановке цели, задачи и полезного действия. И понимаю, что не уверен, правильно ли я сформулировал цель, задачу и полезное действие.

Пример: я готовлю страницу о продукте — системе электронного документооборота. Ставлю цель: убедить посетителя, что наш продукт решает его задачи, плюс и список самых распространенных задач клиентов. Не уверен, а правильно ли я это сделал? Критерии правильности — они какие?

Подскажите, пожалуйста, чем вы руководствуетесь и как себя проверяете, когда формулируете цель текста, задачу и полезное действие.


Полез­ное дей­ствие — это ответ на вопрос «Почему чита­тель сам захо­чет про­чи­тать эту ста­тью». Обычно полез­ное дей­ствие закла­ды­ва­ется в заго­ловке. В вашем слу­чае что‑то такое:

Что делать, если контр­агенты не воз­вра­щают акты

Сэко­но­мить мил­лион руб­лей на доку­мен­то­обо­роте: как это сде­лали в ком­па­нии «...»

Каж­дого тре­тьего бух­гал­тера можно уво­лить, если ком­па­ния перей­дет на элек­трон­ный доку­мен­то­обо­рот. Вот почему

Цель ста­тьи — это то, что должно про­изойти в голове чита­теля после про­чте­ния. И тут нюанс: вам может казаться, что вы сей­час будете убеж­дать чита­теля. Но в ста­тье это невоз­можно как мини­мум по двум причинам:

  • У вас нет с чита­те­лем обрат­ной связи — вы не можете убе­дить чело­века, если вы сей­час не зна­ете о его убеж­де­ниях и не можете про­ве­рить, что он сей­час думает. Если вы напи­сали какую‑то дичь, это почти невоз­можно понять (разве что вам об этом напи­шут в комментариях).

  • В поня­тии «убе­дить» есть фак­тор дав­ле­ния — вы давите на чита­теля, чтобы изме­нить его пред­став­ле­ние. Дав­ле­ние может вызвать встреч­ную реак­цию от чита­теля — он про­сто закроет ста­тью. Необя­за­тельно так будет именно с вашей ста­тьей, но риск есть.

Мне больше нра­вится фор­мула «Помочь чита­телю уви­деть, что...» Клю­че­вое слово — «уви­деть». Чтобы чита­тель смог уви­деть, ему нужно пока­зать. Пока­зать — это нари­со­вать, сфо­то­гра­фи­ро­вать, при­ве­сти при­мер, опи­сать ситу­а­цию, при­ве­сти слу­чай из жизни. Если чита­тель узнает себя в нашей ситу­а­ции, он сам уви­дит, насколько ему под­хо­дит наш реше­ние. Он сам себя убедит.

Срав­ните два вари­анта цели ста­тьи и их реализации:

Цель — убе­дить чита­теля, что наше реше­ние выгод­ное. Для этого мы рас­ска­зы­ваем о реше­нии и при­во­дим раци­о­наль­ные аргу­менты про эко­но­мию: ско­рость, надёж­ность, эко­но­мия, шифрование.

Цель — помочь чита­телю уви­деть, что реше­ние выгод­ное. Для этого мы пока­зы­ваем ситу­а­цию. Напри­мер, в ком­па­нии ведут доку­мен­то­обо­рот. Вот сколько он стоит. Вот кон­крет­ные дей­ствия бух­гал­те­ров. Вот кон­крет­ные деньги, кото­рые на них ухо­дят. Вот где доку­менты теря­ются. А теперь рисуем дру­гую ситу­а­цию: та же ком­па­ния, но с элек­трон­ным доку­мен­то­обо­ро­том. Вот сколько пла­тят, вот как рабо­тает бух­гал­тер, вот какие под­вод­ные камни.

Короче: попро­буйте в сле­ду­ю­щей ста­тье не «давить аргу­мен­тами», а при­во­дить при­меры и иллю­стра­ции. Не застав­ляйте чита­теля при­нять вашу пози­цию, а пока­зы­вайте ему нуж­ные кар­тинки и при­меры, чтобы он сам захо­тел эту пози­цию при­нять. И вы уви­дите, что ваша задача — не найти луч­шие аргу­менты, а подо­брать луч­шие исто­рии и примеры.

Иллю­стра­ция — это необя­за­тельно кар­тинка. Это может быть и текст, и диа­лог, и скрин­шот, и схема. Читайте об этом: не путай кар­тинку и иллю­стра­цию.

Текст и редактура — дисциплина Школы редакторов. Набор открыт. Чем раньше поступите, тем ниже стоимость и выше шанс на бесплатное место.
 

Поделиться
Отправить

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Я ищу партнёра, который поможет улучшить текст, будет отслеживать прогресс, мотивировать 1 С чего начинать движение в профессию? Где найти заказчиков? 1 Как не попасть в ловушку самоуверенности после учёбы? Некоторые редакторы переписывают твои советы, а потом продают как свои курсы 2




Недавно всплыло

3 Как выжить в дистанционной работе. Разделить согласование и сдачу 1 Как выжить в дистанционной работе. Инструменты на удалёнке 4 6