x
 
Кира Калимулина
19 июля 2020
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Максим, привет!

Как ты относишься к тому, что некоторые редакторы или студии переписывают твои советы и письма из рассылки, а потом продают как свои курсы?

Я часто встречаю у других редакторов твои тексты, но другими словами. Местами это не «сочинение на тему», а явный рерайт.


По‑чело­ве­че­ски мне это не нра­вится: непри­ятно, когда кто‑то нажи­ва­ется на твоей работе. К сча­стью, есть и дру­гие плоскости.

Юридическая плоскость

Дальше смотрю в юри­ди­че­ской плос­ко­сти: нару­ша­ются ли мои права на товар­ные знаки или про­из­ве­де­ния? Если я вижу, напри­мер, что исполь­зу­ются мои товар­ные обо­зна­че­ния, я пере­даю дело юри­стам и дальше про­фес­си­о­налы делают свою работу. Обычно сумма тре­бо­ва­ний в несколько десят­ков раз пре­вы­шает сумму, кото­рую эти люди зара­ба­ты­вают на своих кур­сах, что надолго отби­вает у них жела­ние зани­маться такой работой.

Напри­мер, инфо­биз­не­смен в Инста­граме хва­ста­ется, что по его кни­гам учится 4 тысячи чело­век. И среди его кур­сов есть обе­ща­ние пода­рить участ­ни­кам элек­трон­ную вер­сию «Пиши, сокра­щай». Берём сто­и­мость книги, умно­жаем на 4 тысячи, плюс штрафы, плюс мои душев­ные тер­за­ния, плюс рас­ходы на юри­стов и нота­ри­усов — набе­гает на 600 тысяч руб­лей. В лич­ном раз­го­воре чело­век при­зна­ется, что он про­дал мак­си­мум 20 этих кур­сов. Ну что ж...

Профессиональная солидарность

Я отме­чаю людей, заме­чен­ных в недоб­ро­со­вест­ном копи­ро­ва­нии. Я не буду спо­соб­ство­вать раз­ви­тию их карьеры. Напри­мер, когда у меня попро­сят реко­мен­да­ции хоро­шего агент­ства или сту­дии, я поре­ко­мен­дую кого угодно, но не этих ребят. Если спро­сят — «А как тебе агент­ство такое‑то?» — я честно рас­скажу о своём отно­ше­нии к пла­ги­ат­чи­кам. Но за пре­де­лами этого я не вижу смысла спе­ци­ально идти и вое­вать с этими людьми: война обой­дется мне дороже, чем им, а на каж­дый роток не наки­нешь платок.

Недавно теле­ком‑опе­ра­тор спра­ши­вал мне­ние об агент­стве, кото­рое хотело делать им кон­тент‑мар­ке­тинг. Я ука­зал им, что ребята нечи­сто­плот­ные. В итоге кон­кретно это агент­ство не стало обслу­жи­вать этот про­ект — не факт, что из‑за моей реко­мен­да­ции. Рас­ска­зы­ваю как есть.

Прагматическая сторона

Рас­про­стра­не­ние не менее важно, чем реа­ли­за­ция. Если кто‑то вкла­ды­вает больше уси­лий в про­дви­же­ние про­дукта и лучше его рекла­ми­рует, то его про­дукт будет более успеш­ным, и это спра­вед­ливо. Про­дви­же­ние — это тоже работа и она не менее важна, чем создание.

Пред­ставьте, что я сде­лал курс по редак­туре, а кто‑то дру­гой тоже его сде­лал (допу­стим, рерайт­нул). Я вкла­ды­ваю в про­дви­же­ние курса ноль руб­лей и его поку­пает 30 чело­век в месяц. А дру­гой чело­век вкла­ды­вает 100 тысяч руб­лей и его поку­пает 100 чело­век в месяц. Оче­видно, что это раз­ный уро­вень уси­лий и раз­ный подход.

Может пока­заться, что люди воруют мои идеи — а зна­чит, идея чего‑то стоит. Но идея ничего не стоит. Чего‑то стоит лишь её реа­ли­за­ция. В своё время я вдох­но­вился иде­ями Чуков­ского, Норы Галь, Странка и Уайта. Они вдох­но­ви­лись иде­ями редак­то­ров до них. Идеи рас­про­стра­ня­ются и живут — и с этой точки зре­ния хорошо, что кто‑то про­дол­жает и раз­ви­вает мои идеи, пусть и таким мелоч­ным способом.

Философское

В рай­оне 2000⁠—2002 года я зани­мался ком­пью­тер­ной гра­фи­кой и фана­тел по «Ковод­ству» Лебе­дева. Я позна­ко­мился в интер­нете с каким‑то това­ри­щем, кото­рому понра­ви­лись мои кар­тинки, а потом я уви­дел, что он украл мою кар­тинку и поста­вил себе на сайт. Я страшно рас­стро­ился, пси­ха­нул и почему‑то напи­сал об этом Лебе­деву. Как так, мол, воруют, несправедливо!

Ответ Тёмы я несу через всю жизнь:

Текст и редактура — дисциплина Школы редакторов. Набор открыт. Чем раньше поступите, тем ниже стоимость и выше шанс на бесплатное место.
 

Поделиться
Отправить

Комментарии

Дмитрий Литвинчук
19 июля 2020

А если книга «Пиши, сокращай» авторами курса официально закупается и слушателям выдается как бонус?


19 июля 2020

Обычно с этим нет проблем, потому что закупается официально. А вот когда распространяют электронную версию, это существенный юридический риск.


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Обновляем миссию нашей компании (уже 3 недели) Как начинающему автору отстаивать свою позицию? И нужно ли это делать? 1 Я риелтор, но у меня нет опыта 20 лет. Нужно написать текст о себе Максим, а как написать текст?




Недавно всплыло

Какой фотоаппарат выбрать для путешествий? 2 Как снимали Феррари для обложки книги «Фотосъёмка автомобилей»? 2 Как объяснить значимость фичи разработчику? 1 Как просить коллег о помощи, как оценить код программиста, навигация между книгами бюро, как научиться спрашивать 2