x
 
Венера Хисамова
23 августа 2020
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Когда я училась на журфаке, безумно хотела купить вашу будущую книгу о том, как выстраивать в тексте конфликт, драму и так далее. Сейчас я устроилась на работу журналистом и поняла, что, к сожалению, ваша книга мне вряд ли пригодится в работе. За один текст, я работаю в интернет-СМИ в провинции, мне платят 600 рублей, особых премий нет.

Я стараюсь писать как можно лучше, но понимаю, что на выстраивание конфликта в тексте уйдёт много времени, а это минус к моей зарплате. Проще говоря, чем больше пишешь, тем больше получаешь.

И такая ситуация во всех СМИ в моём городе. Как считаете, ваша книга больше рассчитана на московскую и питерскую аудиторию, где больше платят журналистам?


Венера!

Спа­сибо за инте­рес­ный вопрос! Я начну изда­лека и хочу для начала кое‑что вам показать.

В 2011 году я рабо­тала жур­на­ли­стом в рязан­ской газете «Мещёр­ская сто­рона». Я счи­тала себя талант­ли­вым моло­дым спе­ци­а­ли­стом, кото­рому чужды уста­рев­шие жур­на­лист­ские пра­вила. Я не читала книг по писа­тель­скому мастер­ству и была очень довольна собой.

Одним из мате­ри­а­лов, кото­рым я осо­бенно гор­ди­лась, было интер­вью с фото­гра­фом Пет­ром Ловы­ги­ным. Но через несколько лет я пере­чи­тала его, когда раз­би­рала бес­по­ря­док в фай­лах на ком­пью­тере. Вот оно:

Вот два фраг­мента покрупнее:

Сей­час мне хочется про­ва­литься под землю и никому не пока­зы­вать это интер­вью. Стыдно больше не за то, что я так плохо писала, а за то, что я им гор­ди­лась, и счи­тала, что мне не надо ничему учиться.

Усло­вия моей работы были похожи на то, что опи­сы­ва­ете вы: денег мало, сроки горят, на твор­че­ство вре­мени нет. Но если бы я могла вер­нуться в про­шлое и дать себе совет, это был бы совет читать книги по профессии.

Первую книгу по жур­на­ли­стике я про­чи­тала уже после того, как уво­ли­лась из газеты. Это была книга «При­клад­ная жур­на­ли­стика», и она как будто впра­вила мне новый мозг. Если бы я про­чи­тала её раньше, я бы не стала зара­ба­ты­вать больше или меньше, но я бы зада­вала дру­гие вопросы на интер­вью, пере­стра­и­вала струк­туру в мате­ри­а­лах и более трезво смот­рела на свой текст.

Прочитать всегда лучше, чем не прочитать

Ваш вопрос для меня зву­чит так: «Стоит ли учиться тому, что не смо­жешь при­ме­нить?» Я думаю, что стоит. В дей­стви­тель­но­сти вы не зна­ете, что полу­чится при­ме­нить, а что нет, и одна­жды какой‑то приём пригодится.

Ещё вы почему‑то зара­нее пред­по­ла­га­ете, что при­ёмы из моей книги тре­буют много вре­мени. Но вы не можете этого знать навер­няка, пока не про­чи­та­ете. Я не при­зы­ваю вас поку­пать мою книгу, когда она появится в про­даже, я пред­ла­гаю больше про­ве­рять, чем предполагать.

Теперь про ауди­то­рию. Не думаю, что усло­вия для жур­на­ли­стов в Москве и Санкт‑Петер­бурге как‑то ради­кально отли­ча­ются от усло­вий в реги­оне. У всех много работы, горя­щие сроки, не хва­тает вре­мени на твор­че­ство. Пла­тить могут больше, но и аренда квар­тиры стоит сорок тысяч, а не пят­на­дцать. Так что вряд ли здесь можно про­ве­сти какую‑то чёт­кую грань: мос­ков­ским жур­на­ли­стами читать, а орен­бург­ским — нет.

Ну и послед­нее. Если вы рабо­та­ете на интер­нет‑изда­ние, вам никто не мешает писать в феде­раль­ные СМИ из сво­его города, чтобы зара­ба­ты­вать больше.

Текст и редактура — дисциплина Школы редакторов. Набор открыт. Чем раньше поступите, тем ниже стоимость и выше шанс на бесплатное место.
 

Поделиться
Отправить

Комментарии

Катя Адюкова
23 августа 2020

Интересно почитать конструктив о том, почему конкретно автор считает, что писала плохо. В чем суть «плохости» этого интервью?

Люда Сарычева
23 августа 2020

Рада, что вы спросили! Интервью плохое из-за тональности, поверхностных вопросов и текста.

В тональности чувствуется попытка шутить и заигрывать с читателем, но она неубедительная. Автор вроде хочет написать весело, но стесняется, от этого всё получается каким-то фальшивым.

В отрывке, который я привела, написано: «При всей своей необычности Пётр совершенно нормальный и адекватный человек». Будто необычные люди обязательно неадекватные.

По вопросам сразу видно, что автор не готовился. «Что посоветуете начинающим фотографам?» — это самый избитый вопрос для интервью, его лучше вообще не задавать.

Вопрос «В студии не снимаете?» можно было не задавать, это и так видно из творчества Ловыгина.

Нормальный вопрос «А как люди реагируют, когда вы фотографируете?», но его можно сделать глубже, если спросить: «Пётр, вот вы снимаете людей в Индии, Латинской Америке, России, Португалии. Как отличается реакция людей в разных странах?».

В целом нет ощущения целостно выдержанной беседы, вопросы не вытекают один из другого.

Если бы я писала этот материал сейчас, я бы сделала вот что:
1. Раза в четыре сократила авторское введение в пользу беседы с героем;

2. Почистила бы текст от заигрываний и личных оценок. То есть вместо «Вы не подумайте, при всей своей необычности Пётр совершенно нормальный и адекватный человек» я бы написала «Пётр разговаривал с детьми, как со взрослыми, не смеялся даже в ответ на вопрос, а зачем вам столько колец». Это бы лучше раскрыло характер и обстановку на встрече.

3. Задавала бы вопросы, почему именно этих героев выбирает Ловыгин. В творчестве Луи Армстронг соседствует с Бивисом и Батхедом. Интересно, как это всё укладывается в одну картину мира. Вопросы об этом показали бы Ловыгина как разностороннего человека. Ещё часть вопросов посвятила бы ощущениям от разных стран, узнала бы, какая культура Ловыгину ближе. То есть получилось бы что-то вроде портрета: сколько в нём индуса, сколько русского, сколько ещё кого-то.

4. Сами вопросы сформулировала бы точнее. Не «Что посоветуете начинающим фотографам?», а «Главный секрет Петра Ловыгина как получить хороший кадр».

5. Подписи к фотографиям делала бы более осмысленными. Не «Много детей — много вопросов», а «Встреча длилась полтора часа, и всё это время дети слушали и задавали вопросы».

Я помню, что на разговор с Петром у меня было 15 минут, и я просто подошла после встречи. Сейчас я бы договорилась заранее и выбила бы больше времени. С другой стороны, и за пятнадцать минут можно насобирать интересные ответы и сделать хороший материал, но для этого придётся потратить часа два на подготовку.

Надеюсь, что пройдёт ещё десять лет, и мне будет стыдно уже за этот комментарий :-)

У кого ещё какие идеи, как можно было сделать это интервью глубже и интереснее?

Марина Нифонтова
23 августа 2020

Людмила, у вас ниже вставка с забавным случаем из жизни Петра. Он рассказал в ходе этого же интервью?

Можно ещё расспросить про истории из жизни. Например, Пётр рассказывает в общих словах, как люди реагируют на фотосъёмку. Возможно, там были яркие случаи.

А ещё ссылка на ЖЖ напрашивается.

Азамат Шамузафаров
23 августа 2020

Меня в этой истории больше коробит, как обошлись с фотографиями:
— фото самого автора, ничего особенного, но самое крупное
— остальные фотографии довольно мелкие
— прямо поверх фото сделали подписи, словно это нормально
— фото по делу только одно — с коровой, таких работ следовало показать больше.

Вступление, пожалуй, длинное. Хочется уже фотографа услышать.

Люда Сарычева
23 августа 2020

Марина, этот случай я где-то ещё прочитала или услышала на выступлениях.
Про ссылку и истории согласна. Хотя, честно говоря, не знаю, как в печатных газетах принято обходиться со ссылками.

Михаил Тучин
24 августа 2020

Венера, а почему вам кажется, что вы не найдёте в книге каких-либо приёмов, чтобы, наоборот, писать ваши статьи быстрее? Может быть, окажется, что вы тратили время на какие-то вещи в вашем тексте, от которых можно было отказаться? Может быть, вы много времени тратили на поиск приёмов, которые на самом деле давно известны?


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Как и зачем писать инструкции для работы редакции? Как писать для умных людей? Как придумать название для сервиса, который станет знаменитым? 2 Как правильно защитить свою позицию перед заказчиком, который боится «потерять» клиентов 5




Недавно всплыло

6 2 Продолжение совета о системной фотосъёмке пластинок, часть 4 1 Что лучше использовать: спинер или прогрессбар? 5