x
 
Виктор
20 сентября 2020
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Виктор!

С инструк­ци­ями легко рас­ши­рять команду: новые авторы полу­чают пра­вила и рабо­тают по ним.

Но есть дру­гая сто­рона, кото­рая важна не с точки зре­ния эффек­тив­но­сти работы, а для ком­форта команды:

инструк­ции создают пред­ска­зу­е­мую и без­опас­ную среду, в кото­рой при­ятно работать.

Напри­мер, автор спрашивает:

— Люда, вот здесь мы ста­вим кавычки или нет?

Я объ­яс­няю, у меня в голове есть пра­вило. Но автору кажется, что я нашла ответ ровно в тот момент, когда он спро­сил. То есть созда­ётся ощу­ще­ние, что в работе всё при­ду­мы­ва­ется на ходу, опе­реться не на что.

То же самое с про­цес­сами. В команде может рабо­тать шеф‑редак­тор и глав­ный редак­тор. Сна­чала автор отдаёт чер­но­вик шефу, потом дора­ба­ты­вает, отдаёт главреду. Если это рабо­тает как заду­мано, всем понятно, чего ожи­дать. А если главред время от вре­мени вле­зает и смот­рит чер­но­вик раньше шефа, автору ста­но­вится слож­нее рабо­тать, он не знает, на что ори­ен­ти­ро­ваться, и как будет в сле­ду­ю­щий раз. Ещё хуже, если ком­мен­та­рии главреда про­ти­во­ре­чат ком­мен­та­риям шефа.

Я это знаю, потому что у меня раньше было именно так непред­ска­зу­емо. Теперь я соста­вила штук два­дцать инструк­ций на все слу­чаи жизни: как  пред­ло­жить тему ста­тьи, напи­сать ста­тью, отре­дак­ти­ро­вать текст, офор­мить чер­но­вик, соста­вить дого­вор, полу­чить деньги. Если воз­ни­кает вопрос, как что‑то напи­сать, мы с авто­рами про­сто загля­ды­ваем в инструк­цию. Если в ней нет пра­вила, фор­му­ли­руем его и добав­ляем в документ.

У меня есть три глав­ных пра­вила, как состав­лять раз­ра­ботки инструкции.

Писать под кон­крет­ные задачи. Представьте компанию, которая строит дома. В ней бесполезно писать редполитику сразу для всего, потому что слишком много направлений работы: редакция ведёт блог, поддержка отрабатывает жалобы, пресс‑служба готовит колонки в СМИ, маркетологи запускают рекламу. У всех разные задачи, будет странно пытаться заставить всю компанию писать по одним и тем же правилам. Лучше, чтобы каждый отдел разработал свои руководства.

Возможно, они даже будут местами противоречить друг другу, потому что служба поддержки будет писать максимально деликатно, а редакторы — вести развязный блог. Просто потому что у каждого своя задача.

Необязательно инструкции должны касаться текста. У меня есть инструкция «Как работать с Сарычевой», где я написала, по какому графику работаю, куда мне писать, как ставить задачи и что делать, если я на что‑то не ответила.

Снабжать примерами. Если написать «Мы говорим с клиентами уважительно», каждый поймёт это правило по‑своему. Поэтому обязательно нужно привести несколько примеров и показать, как правильно и неправильно:

Представьте, что здесь просто написано «Заголовки должны быть информативными и сообщать важное». Это же невозможно применить.

Хорошие примеры берутся из практики: сотрудник поддержки нагрубил клиенту — редактор увидел, сохранил пример, сформулировал правило, внёс в инструкцию.

Дополнять новыми правилами. По мере работы редакции будут появляться новые вопросы, значит, нужно будет формулировать под них правила и добавлять в инструкции. Это важно, ещё потому что у авторов будет ощущение, что инструкции актуальные, и это не просто документ, который однажды написали, забросили и непонятно, зачем им пользоваться.

Текст и редактура — дисциплина Школы редакторов. Набор открыт. Чем раньше поступите, тем ниже стоимость и выше шанс на бесплатное место.
 

Поделиться
Отправить

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Вас не расстраивает, что глубокие и серьёзные статьи люди не читают? Как вы справляетесь с разнобоем? 4 Я возьму интервью, а потом мы адаптируем информацию в формат статьи 1 Трудно найти вдохновение на текст 2




Недавно всплыло

Как искать баланс между пользой для команды и пользой для себя? 1 Какой фотоаппарат выбрать для путешествий? 2 7 5 тайных знаний об извинениях и благодарности 2