x
 
Иван
8 ноября 2020
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Вот надо мне написать про что-то интересно, но ничего в голову не лезет.


Вот алгоритм:

  1. Сфор­му­ли­ро­вать полез­ное дей­ствие в мире чита­теля. Почему чита­тель сам захо­чет это прочитать?

  2. Найти хоро­ший источ­ник при­ме­ров по вашей теме, чтобы брать оттуда материал.

  3. Сфор­му­ли­ро­вать заго­ло­вок и тезис­ный план. Заго­ло­вок дол­жен зажи­гать чита­теля, вызы­вать инте­рес. Тезис­ный план — оправ­ды­вать ожидания.

  4. Подыс­кать инфор­ма­тив­ные иллю­стра­ции ко всей ста­тье или к каж­дому тезису по отдельности

  5. Каж­дый тезис рас­крыть по фор­муле «Тезис + при­мер + антипример».

  6. По жела­нию доба­вить вве­де­ние в тему и заклю­че­ние (это необя­за­тельно, если тема чита­телю знакома)

  7. Почи­стить, при­че­сать, сократить

Теперь по шагам. Для при­мера возь­мём тему пре­по­да­ва­ния англий­ского языка. А мы, допу­стим, школа английского.

1. Полезное действие в мире читателя

Кому мы пишем? Если мы пре­по­даём англий­ский, нашим чита­те­лем будет либо уче­ник, либо пре­по­да­ва­тель. Допу­стим, с помо­щью ста­тьи мы хотим обра­титься к пре­по­да­ва­те­лям, чтобы они захо­тели со вре­ме­нем рабо­тать в нашей школе.

Что инте­ресно пре­по­да­ва­телю? Вот несколько идей:

Эффек­тив­ность заня­тий — чтобы уче­ник чув­ство­вал пользу от занятий

Удер­жа­ние кли­ен­тов — чтобы они запи­сы­ва­лись на новые уроки, не отме­няли старые

Где брать мате­ри­алы для заня­тий, чтобы они были инте­рес­ными и выгля­дели профессионально

Как рабо­тать с труд­ными, непо­слуш­ными детьми

Как уско­рить про­верку работ

Писать нужно не о том, что вы хотите ска­зать, а о том, что инте­ресно чита­телю. Поэтому вы выпи­сы­ва­ете длин­ный пере­чень инте­рес­ных чита­телю тем и из него выби­ра­ете что‑то, о чём можете хорошо рассказать.

Подроб­нее о полез­ном дей­ствии в мире чита­теля — в боль­шой пре­зен­та­ции.

2. Источники примеров

Чтобы писать инте­ресно, нужны при­меры. Сочи­нять при­меры трудно. Лучше их брать из жизни. Но жизнь боль­шая, поэтому нужно знать корот­кую дорожку до нуж­ных вам примеров.

Напри­мер, я поня­тия не имею, где брать мате­ри­алы для заня­тий англий­ским язы­ком. Я мог бы пойти по интер­нету в поис­ках таких сай­тов, но это тре­бует уси­лий и я могу подо­брать что‑то не слиш­ком полез­ное. Лучше не буду брать эту тему вообще, раз у меня нет примеров.

Зато у меня есть при­меры на тему об удер­жа­нии кли­ен­тов. Будем писать на эту тему.

Подроб­нее о ресур­сах — в видео­ро­лике «Ресурс­ный под­ход».

3. Заголовок и тезисный план

Хоро­ший заго­ло­вок соот­вет­ствует одному или несколь­ким критериям:

  1. Обе­щает реше­ние насущ­ной про­блемы читателя.

  2. Пока­зы­вает, что чте­ние этого тек­ста сде­лает чита­теля молод­цом, более ува­жа­е­мым, умным, успеш­ным, счастливым.

  3. Обе­щает силь­ные эмо­ции, интригу, вызы­вает воз­му­ще­ние или радость сам по себе.

В слу­чае с темой «Удер­жа­ние кли­ен­тов» можно скон­стру­и­ро­вать несколько вари­ан­тов заголовка:

Уче­ники отме­няют заня­тия? Вот как этого не допустить

Как опыт­ные репе­ти­торы удер­жи­вают уче­ни­ков и зани­ма­ются с ними долго

«Он обу­чил всех наших детей, их дру­зей и их роди­те­лей». Как опыт­ные репе­ти­торы рас­тят кли­ент­скую базу

Подроб­нее о фор­му­ли­ро­ва­нии заго­лов­ков — в курсе моло­дого бойца.

Когда выбрали заго­ло­вок, для порядка выпи­шите основ­ные вехи этой ста­тьи. Например:

Уче­ники отме­няют заня­тия? Вот как этого не допустить

Почему отме­няют занятия

Что делать: учеб­ная программа

Что делать: кар­точка прогресса

Что делать: санкции

Пунк­тов может быть больше или меньше. Тут важен прин­цип: вы сади­тесь за текст, зара­нее пони­мая, о чём вы будете рас­ска­зы­вать. Не ждите, что мысль при­дёт во время написания.

Если ста­тья для соц­се­тей (и поэтому должна быть поко­роче), имеет смысл каж­дый пункт выта­щить в отдель­ную публикацию.

4. Иллюстрации

Пре­жде чем писать, посмот­рите, есть ли у вас что‑то визу­аль­ное, чем можно под­кре­пить ста­тью. Но не про­сто кар­тинки «в тему», а именно иллю­стра­ции — визу­аль­ные и тек­сто­вые эле­менты, кото­рые допол­няют вашу мысль. Хорошо бы такие иллю­стра­ции подо­брать к каж­дому раз­делу статьи:

Уче­ники отме­няют заня­тия? Вот как этого не допустить

Почему отме­няют заня­тия — схема, в кото­рой виден спад инте­реса из‑за того, что уче­ник не видит результатов

Что делать: учеб­ная про­грамма — скрин­шоты учеб­ных программ

Что делать: кар­точка про­гресса — скрин­шот кар­точки прогресса

Что делать: санк­ции — таб­лица с воз­мож­ными вари­ан­тами санк­ций за отмену занятий

Об иллю­стра­циях уже много рас­ска­зано, вот основ­ные вехи: пля­шите от визу­алки, видео­раз­бор, фраг­мент курса.

5. Раскрытие тезисов

Теперь пишем. Очень просто:

  • Фор­му­ли­руем тезис

  • При­во­дим к нему пример

  • И тут же с обрат­ной сто­роны: а что будет, если сде­лать наоборот?

Такая схема помо­гает под­све­тить тезис с раз­ных сто­рон и сде­лать его понят­ным. На при­мере одного из разделов:

Что делать: учеб­ная программа

Тезис. Когда у уче­ника есть учеб­ная про­грамма, у него появ­ля­ется ощу­ще­ние про­гресса, а бро­сить заня­тия на сере­дине уже слож­нее. Это акту­ально, даже если вы зани­ма­е­тесь с уче­ни­ком инди­ви­ду­ально. Поэтому состав­ляйте про­грамму и пока­зы­вайте её уче­нику и роди­те­лям; а по мере про­хож­де­ния про­граммы отме­чайте прогресс.

При­мер. Допу­стим, вы решили в бли­жай­шие 3 месяца осво­ить насто­я­щее и про­шед­шее время, а также научиться зака­зы­вать еду в ресто­ране и рас­ска­зы­вать о себе. Составьте про­грамму, в кото­рой будет видна после­до­ва­тель­ность этих тем. Жела­тельно доба­вить несколько кон­троль­ных точек — вроде кон­троль­ных, тестов или зачё­тов. Это может выгля­деть как‑то так: (иллюстрация)

Анти­при­мер. Часто репе­ти­торы хва­ста­ются, что зани­ма­ются по инди­ви­ду­аль­ной про­грамме и под­стра­и­вают каж­дый урок под потреб­но­сти уче­ника. Но тогда у самого уче­ника нет ощу­ще­ния, что он куда‑то дви­га­ется и полу­чает какой‑то резуль­тат. Когда ты не зна­ешь, куда идёшь, ты не можешь оце­нить, как далеко ты про­шёл. Моти­ва­ция падает.

Повто­ря­ете это упраж­не­ние для всех тези­сов статьи.

Об объ­яс­не­нии с раз­ных сто­рон — в ста­тье в блоге.

6. Введение и заключение

Если тема для чита­теля новая, есть смысл в начале немного вве­сти его: о чём речь, в чём про­блема, почему она важна. Если чита­тель всё и так знает, можно не пере­жи­вать. Читайте об этом: с чего начать ста­тью.

Если ста­тья полу­чи­лась объ­ём­ной, в конце можно про­го­во­рить основ­ные мысли в столбик.

7. Редактура

Я бы выде­лил три глав­ные ошибки авто­ров, кото­рым трудно писать:

Ошибка: пишут текст о себе и для себя, а не для чита­теля. Чита­тель эго­и­сти­чен и хочет, чтобы тек­сты ему помо­гали. Если этого нет, он имеет пол­ное право ваш текст игнорировать.

Ошибка: садятся писать, а думают в про­цессе. Напри­мер, садишься за лист и дума­ешь, что сей­час откро­ется чакра и мысль попрёт. У кого‑то, навер­ное, что‑то полу­ча­ется в таком режиме, но чаще нет. Сна­чала при­ду­майте ста­тью, потом её изложите.

Ошибка: выводы, а не при­меры. Люди мыс­лят обра­зами, а не абстрак­ци­ями. Чтобы текст был понят­ным, он дол­жен быть под завязку забит при­ме­рами и анти­при­ме­рами, а не умными мыс­лями. Этому посвя­щена при­мерно чет­верть книги «Ясно, понятно».

Отдель­ной стро­кой — текст, а не иллю­стра­ции. Ино­гда кар­тинка лучше тысячи слов.

Текст и редактура — дисциплина Школы редакторов. Набор открыт. Чем раньше поступите, тем ниже стоимость и выше шанс на бесплатное место.
 

Поделиться
Отправить

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Обновляем миссию нашей компании (уже 3 недели) Как начинающему автору отстаивать свою позицию? И нужно ли это делать? 1 Я риелтор, но у меня нет опыта 20 лет. Нужно написать текст о себе Как улучшить запись автоответчика? 4




Недавно всплыло

Где хранить скриншоты интерфейсных решений, чтобы было удобно искать референс? 9 Насколько уместно использование ЦСС-стилей cursor: default и user-select: none 2 1 Как снимали Феррари для обложки книги «Фотосъёмка автомобилей»? 2