x
 
Илья Коровиков
3 января 2021
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Про художественный текст понятно: чаще всего применяется курсив.

Но в презентациях, плакатах и лендингах бывают места, где хочется выделить некоторые фразы и слова из общего потока текста. Можно ли это вообще делать, а если можно, то как? Жирностью, цветом, подложкой?

Возможно, надо вычленять эти ключи и оставлять только их, но это не всегда реально.


У выде­ле­ния может быть две функ­ции: сде­лать инто­на­ци­он­ный акцент или помочь чита­телю понять глав­ное, не читая весь текст.

Чтобы поста­вить инто­на­ци­он­ный акцент, доста­точно исполь­зо­вать кур­сив: он не выде­ля­ется в общем рисунке тек­ста и «про­яв­ля­ется» только в про­цессе чте­ния. Бла­го­даря тому, что кур­сив не виден изда­лека, он не тянет на себя лиш­нее вни­ма­ние, текст выгля­дит аккуратно:

«Я сразу зака­зал себе новый Айфоун», — про­из­нёс он с харак­тер­ным аме­ри­кан­ским акцентом.

Он ста­рался избе­гать слов, кото­рые ему каза­лись небла­го­звуч­ными, напри­мер, силушка или быт­ность.

Чтобы чита­тель быстро понял глав­ное, можно исполь­зо­вать жир­ное начер­та­ние. Но выде­лять жир­ным можно только начало абзаца — так выде­ля­ются начала пред­ло­же­ний с клю­че­выми сло­вами или под­за­го­ловки «в подбор»:

Ситу­а­ция. Про­мыш­лен­ные пред­при­я­тия откро­ются только 11 января. До этого вре­мени рабо­тают только мага­зины, кафе и парикмахерские.

Наша задача — закон­чить все недо­де­лан­ные дела до 11 января.

Я не реко­мен­дую выде­лять клю­че­вые слова в сере­дине пред­ло­же­ния, потому что тогда у чита­теля нет воз­мож­но­сти про­чи­тать только эти клю­че­вые слова. При­хо­дится пере­чи­ты­вать всё пред­ло­же­ние, что делает выде­ле­ние бес­смыс­лен­ным. Сравните:

Зава­ри­вать кофе можно даже кипят­ком — для этого суще­ствуют дрип‑пакеты, через кото­рые про­ли­ва­ется горя­чая вода, как будто зава­ри­ва­ешь чай. Также есть вари­ант суб­ли­ми­ро­ван­ного кофе — когда хорошо зава­рен­ный кофе пре­вра­щают в поро­шок. Оба вари­анта под­хо­дят для дома.

Зава­ри­ва­ние дома: дрип и суб­ли­ма­ция. Если гото­вите кофе дома, рас­смот­рите дрип‑пакеты и суб­ли­ми­ро­ван­ный кофе. Дрип — это...

То же с выде­ле­нием в переч­нях: можно выде­лять начала эле­мен­тов перечня, если эле­менты в целом орга­ни­зо­ваны однородно.

Что можно исполь­зо­вать в ново­год­нем оливье:

  • Овощи — кар­то­фель, мор­ковь, соле­ные огурцы.

  • Яйца — обычно исполь­зуют варё­ное яйцо с желт­ком и бел­ком, но есть рецепты, где исполь­зу­ется только белок.

  • Мясо — тра­ди­ци­онно берут курицу, но можно заме­нить на говя­дину или даже ветчину.

  • Заправка — май­о­нез или смесь май­о­неза и сметаны.

Никто вам не запре­тит выде­лять слова жир­ным в тек­сте, но обычно от такого выде­ле­ния созда­ётся ощу­ще­ние хаоса. Текст с выде­ле­ни­ями в сере­дине читать слож­нее, чем про­сто ровно напи­сан­ный текст. Не делайте себе же хуже: выде­ляйте только в начале абзаца.

Текст и редактура — дисциплина Школы редакторов. Набор открыт. Чем раньше поступите, тем ниже стоимость и выше шанс на бесплатное место.
 

Поделиться
Отправить

Комментарии

Марк Стручков
3 января 2021

А что скажете про «выделение маркером»? К нему те же рекомендации, что и к жирному выделению?

Михаил Тучин
7 января 2021

А ещё есть подчёркивание, — оно редко, но применяется для выделения. Понятно, сегодня все привыкли, что подчёркиваются обычно ссылки, но ведь бывают же случаи, когда лучше использовать подчёркивание?

А ещё же есть разрядка, выделение цветом, капителью, другим шрифтом. Да, это специфические способы выделения, но о них тоже хотелось бы узнать.

Егор Чистяков
11 января 2021

Отлично помню «Общую химию для медвузов» (не Глинки, но всё же), где кроме курсива и насыщенности использовалась разрядка строчных букв. Она давала при чтении отличное ощущение отчётливого произнесения. Кроме того, её легче других находить при сканировании страницы, она расширяет диапазон средств, уместно и согласованно выглядит. Посмотрите сами: https://picsb.meshok.net/pics5/122356689.jpg

Честно, учебники этого периода — при том, что я всё-таки помоложе, — свёрстаны так, что читаются на удивление легко. Всё офсетное недоразумение, которое попёрло в концах девяностых и далее, — позор. Вспомните, например, как замечательно работал ровно один дополнительный цвет в текстах без засечек. Индустрия только сейчас начинает это вспоминать.


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Новый год близко Нужно ли писать века римскими цифрами? 3 О чём вести соцсети, чтобы привлекать клиентов? 4 Стоит ли давать обратную связь? 1