x
 
Катя Уколова
24 января 2021
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Максим!

Как автор вы опубликовали уже три печатных книги: «Пиши, сокращай», «Новые правила деловой переписки» и «Ясно, понятно». Расскажите о процессе издания.

Как выбрать издателя? Стоит ли начинать переговоры с издателями без законченной рукописи? Сколько времени занимает издание книги от подписания контракта до выхода книги в свет? Как неизвестному автору стать известным?


Рассказываю.

Процесс издания

Стан­дарт­ный про­цесс выгля­дит так: автор пишет руко­пись, редак­тор ее редак­ти­рует и согла­со­вы­вает, потом кор­рек­тура, вёрстка и про­из­вод­ство. Книга попа­дает на полки и элек­трон­ные пло­щадки, люди поку­пают книгу.

Бывает так: изда­тель­ство при­хо­дит к инте­рес­ному чело­веку с пред­ло­же­нием сде­лать книгу. Это может быть бло­гер, артист, поли­тик, про­сто извест­ный чело­век. Нахо­дят автора или редак­тора, кото­рый напи­шет руко­пись. Дальше стан­дартно: редак­тура, кор­рек­тура, вёрстка и производство.

Бывают схемы работы без изда­тель­ства — это назы­ва­ется сам­из­дат. Есть некая плат­форма, кото­рой вы отда­ёте руко­пись, и она с мини­маль­ными изме­не­ни­ями ухо­дит либо в элек­трон­ные биб­лио­теки, либо даже на бумагу. Подоб­ный сер­вис есть у «Литреса», есть плат­форма «Ридеро», а также никто не мешает прийти с руко­пи­сью в типо­гра­фию и отпе­ча­тать её там. В послед­нем слу­чае при­дётся решить вопрос с рас­про­стра­не­нием тиража.

Договор и права

Дого­вор с авто­ром обычно заклю­ча­ется в тот момент, когда изда­тель заин­те­ре­со­вался про­ек­том. Это может слу­читься когда угодно. Есть авторы, с кото­рыми заклю­чают дого­воры ещё до того, как они сфор­му­ли­ро­вали тему книги. Бывает, сна­чала про­сят напи­сать руко­пись цели­ком. Бывает, что изда­тель­ства про­сят пока­зать фраг­мент руко­писи, только потом при­ни­мают решение.

Обычно по дого­вору изда­тель­ства полу­чают исклю­чи­тель­ные права на пуб­ли­ка­цию книги в бумаж­ном и элек­трон­ном виде на 5⁠—10 лет. Исклю­чи­тель­ные — то есть вы не можете в это время изда­вать эту же книгу в дру­гих изда­тель­ствах или выкла­ды­вать в интер­нет самостоятельно.

Авторы полу­чают воз­на­граж­де­ние — это доля от какой‑то цены книги: роз­нич­ной, опто­вой, на циф­ро­вых пло­щад­ках и т. д. Стру­ку­тра цен может быть довольно слож­ной, осо­бенно если книга попа­дает в сер­висы по под­писке. Выпла­чи­вают гоно­рар раз в квар­тал или раз в год.

Интерес издательства

Изда­тель­ство — это пред­при­я­тие, оно должно полу­чать при­быль. Поэтому ему инте­ресны книги, кото­рые будут про­да­ваться нуж­ным тира­жом: у кого‑то ори­ен­тир на 3⁠—5 тысяч экзем­пля­ров, кому‑то нужны тиражи от 10 тысяч, кому‑то ещё больше. Изда­тель­ство вряд ли возь­мёт книгу, кото­рую не смо­жет продать.

Поэтому изда­тель­ству инте­рес­нее рабо­тать с извест­ными авто­рами, бло­ге­рами, попу­ляр­ными людьми. Вы захо­дите в мага­зин, видите на обложке зна­ко­мое имя, у вас появ­ля­ется повод купить книгу. Бывает, что попу­ляр­ными ста­но­вятся книги неиз­вест­ных авто­ров, но почти не бывает такого, что автор нови­чок и это его пер­вая книга.

Есть спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные изда­тель­ства, кото­рые умеют про­да­вать спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ную лите­ра­туру: учеб­ники, тех­ни­че­скую лите­ра­туру, дело­вые книги или рас­краски. Если у вас что‑то такое, имеет смысл найти похо­жие книги в мага­зи­нах и посмот­реть, кто их издаёт.

Разу­ме­ется, в изда­тель­ствах рабо­тают люди, кото­рые хотят зани­маться полез­ным делом. Они хотят изда­вать хоро­шие книги, кото­рые будут поло­жи­тельно вли­ять на мир. Но это уже ско­рее зави­сит от кон­крет­ного менеджера.

Если автор начи­на­ю­щий, лучше всего пред­ло­жить свою руко­пись несколь­ким про­филь­ным изда­тель­ствам и посмот­реть на отклик. Если сей­час не полу­чи­лось — под­расти, стать извест­нее, собрать больше ауди­то­рии и попро­бо­вать снова через полгода‑год.

Время

На руко­пись может уйти от месяца до бес­ко­неч­но­сти. «Пиши, сокра­щай» и «Ясно, понятно» в чистом виде писа­лись по 9⁠—10 меся­цев, но мате­риал для них соби­рался по три года. А дру­гой мой про­ект пишется уже тре­тий год, и края пока не видно.

Когда руко­пись готова, тех­ни­че­ский про­цесс выгля­дит так:

  1. Поли­ровка, редак­тура и кор­рек­тура — около 2 месяцев

  2. Вёрстка и оформ­ле­ние — от 2 недель до 1,5 месяцев

  3. Печать в типо­гра­фии — 1⁠—2 месяца, в зави­си­мо­сти от загруженности

  4. Выход на элек­трон­ные пло­щадки — 1 неделя

Чтобы книга успела выйти в ноябре, когда люди начи­нают поку­пать ново­год­ние подарки, хорошо бы иметь гото­вую руко­пись в августе.

Известность

Есть много спо­со­бов стать извест­ным. Я знаю только один, не самый эффек­тив­ный — делать полез­ное для людей и рас­ска­зы­вать об этом. Напри­мер, этот совет — один из спо­со­бов стать на 0,0001% извест­нее. Рост мед­лен­ный, но предсказуемый.

Ещё можно участ­во­вать в кон­фе­рен­циях, запус­кать про­дукты, вести соц­сети, про­во­дить бес­плат­ные меро­при­я­тия, высту­пать на теле­ви­де­нии и радио, участ­во­вать в под­ка­стах. Про­сто рас­став­ля­ешь по миру свои «мар­керы», и нуж­ные люди посте­пенно к тебе приходят.

Есть ещё вся­кие исто­рии про лич­ный бренд и лайф­стайл‑бло­гинг, но это не ко мне.

Текст и редактура — дисциплина Школы редакторов. Набор открыт. Чем раньше поступите, тем ниже стоимость и выше шанс на бесплатное место.
 

Поделиться
Отправить

Комментарии

Катя Уколова
24 января 2021

Самый частый «маркер», по которому я нахожу интересных людей, это Ozon. Сначала я узнала о книге «Пиши и сокращай», потом об информационном стиле, потом о Максиме Ильяхове, потом о Тиньков-журнале и, наконец, о Бюро Горбунова и советах. Пользуясь случаем, хочу сказать вам всем спасибо, так как вы подтвердили простую мысль: знания становятся ценными только тогда, когда мы их применяем.


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Как узнать, что нужно читателям? 1 Что написать о молодом маркетинговом агентстве? Тотальное упрощение текста 3 Изменились традиции поздравления сотрудников с днем рождения




Недавно всплыло

Аврал сразу в двух проектах 1 Какие приложения вы используете для съёмки и обработки фотографий на телефоне? Продолжение 2 Как сделать вынос ссылок в отдельную колонку? 1 Как вы оцените с технической точки зрения новый редактор публикаций в «Деле Модульбанка»? 3