x
 
Елена Павловна К.
14 февраля 2021
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Я являюсь сотрудником государственного учреждения на протяжении более 20 лет. На основании практического опыта и знаний, накопленных за годы работы, я убеждена, что Ваш подход к текстам является возмутительным. Тотальное упрощение текста, находящееся в центре Вашего подхода, а также изобретение новых так называемых «редакторских приёмов», которые, на самом деле, не являются ни новыми, ни оригинальными, являются явными признаками низкого уровня культуры Вас как автора, а недостаточный уровень Вашей подготовки не даёт Вам право на преподавание текста, а следствием применения Вашей методики являеться тотальное отупление нации! Вы обязаны, в рамках Вашей деятельности, обеспечивать формирование правильных культурных ценностей, литературного вкуса, а также производить только стилистически безукоризненные, выверенные и корректные во всех отношениях тексты, направленные, во-первых и в первую очередь, на культурное и нравственное развитие молодого поколения! Вы же превращаете редактуру в сервисную профессию, направленную на удовлетворение коммерческих интересов компаний-заказчиков, и извлечение прибыли из создания так называемых информационных продуктов!


Посмот­рите на эту ситу­а­цию с дру­гой стороны.

В мире много спо­со­бов писать, редак­ти­ро­вать и общаться. Можно писать офи­ци­ально и строго фор­мально. Можно гово­рить на языке Шекс­пира, а можно — на языке Еро­фе­ева. Пред­ставьте, что каж­дый спо­соб обще­ния — это инстру­мент. Как у мастера может быть моло­ток, дрель, клей или наждак, так и у вас могут быть раз­ные инстру­менты: и «высо­кий штиль» Ломо­но­сова, и инфор­ма­ци­он­ный стиль, и кри­ми­наль­ный жар­гон, и язык гос­слу­жа­щих. Вам не нужно выби­рать из этих инстру­мен­тов — пусть у вас будут все инстру­менты сразу. Одно дру­гому не мешает.

Теперь, когда у вас есть все эти инстру­менты, вы выби­ра­ете тот, кото­рый поле­зен в вашей ситу­а­ции. Например:

Если вы пишете иско­вое заяв­ле­ние, вы при­ме­ните струк­туру и стиль, при­ня­тые в рос­сий­ском суде. Судья легко про­чи­тает ваше заяв­ле­ние и рас­смот­рит дело по суще­ству. Раз­го­вор­ный стиль или стиль Досто­ев­ского здесь будут неуместны.

Если вы пишете инструк­цию для граж­да­нина, в ваших инте­ре­сах сде­лать её про­стой, ясной и понят­ной любому. Вы же не захо­тите, чтобы чело­век вас не понял, сде­лал что‑то непра­вильно и потом при­шёл с пре­тен­зией. В ваших инте­ре­сах исполь­зо­вать про­стой язык, а не слож­ный язык госслужбы.

А если началь­ство пору­чило вам напи­сать текст обра­ще­ния к граж­да­нам, чтобы при­звать их на митинг (или отго­во­рить от митинга) — неужели вы вос­поль­зу­е­тесь язы­ком Тол­стого или про­то­коль­ным язы­ком гос­службы? В этом слу­чае в ваших инте­ре­сах исполь­зо­вать язык про­па­ганды, со всеми харак­тер­ными приёмами.

Если вы пишете роман, чтобы про­из­ве­сти впе­чат­ле­ние на лите­ра­тур­ных кри­ти­ков, в ваших инте­ре­сах задей­ство­вать весь свой лите­ра­тур­ный вкус. Катайте по нёбу оттенки слов и обма­зы­вай­тесь пост­мо­дер­но­выми отсыл­ками, декон­стру­и­руя нар­ра­тив и дез­аву­и­руя рассказчика.

А если вы хотите зара­ба­ты­вать худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­рой, то вам нужны узна­ва­е­мые герои, жиз­нен­ные ситу­а­ции, закру­чен­ный сюжет, юмор и немного скан­дала. Все лите­ра­торы нена­ви­дят Дарью Дон­цову, но мало кто из лите­ра­то­ров зара­ба­ты­вает так, как Дарья Донцова.

Мир несколько слож­нее, чем «тоталь­ное отуп­ле­ние» и «лите­ра­тур­ный вкус». Люди мно­го­слой­ные, мно­го­мер­ные и раз­ные. Они не обя­заны соот­вет­ство­вать вашим пред­став­ле­ниям о пре­крас­ном. К раз­ным людям в раз­ных ситу­а­циях нужен раз­ный под­ход. Если вы хотите быть эффек­тив­ной в обще­нии с раз­ными людьми, в ваших инте­ре­сах выби­рать адек­ват­ные инструменты.

Если же вам важно быть пра­вой — вы правы.

Текст и редактура — дисциплина Школы редакторов. Набор открыт. Чем раньше поступите, тем ниже стоимость и выше шанс на бесплатное место.
 

Поделиться
Отправить

Комментарии

Соломон Шаич
14 февраля 2021

Вспомнил слова апостола Павла: для всех стать всем. Он говорил о разных подходах в проповеди разным людям, хотя личность проповедника и Божье слово (содержание проповеди) не меняются.

Михаил Тучин
15 февраля 2021

Интересно, Елена Павловна К. — это реальный человек, или собирательный образ «сотрудника государственного учреждения на протяжении более 20 лет», которые регулярно отправляют в ваш адрес подобные возмущения?

Катя Уколова
17 февраля 2021

Упрощение текста — потребность, возникшая из-за переизбытка информационных сообщений. Электронная эра создала ситуацию, когда человек тратит на потребление информации больше, чем на сон. По данным компании We Are Social, среднестатистический пользователь интернета в возрасте от 16 до 64 лет проводит онлайн 6 часов 43 минуты ежедневно. Это 100 дней беспрерывного использования интернета в год.

Предположу, что вы также, как и другие люди, пользуетесь интернетом, читаете новости и участвуете в обсуждениях в соцсетях. А значит, заметили, что спама, флуда, бесполезного и откровенно сомнительного текста за последние пять-десять-двадцать лет не стало меньше. Наоборот, в почтовый ящик сыпятся бесконечные письма от супермаркетов и онлайн-школ, на телефон поступают звонки от сотовых операторов и менеджеров по продажам, а в сети то и дело вылезают рекламные баннеры.

И на фоне вот этого всего приятно выделяются только те тексты, которые написаны с пользой для читателя. С пользой — это когда вместо тысячи слов написано три, но самых важных.


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Как узнать, что нужно читателям? 1 Что написать о молодом маркетинговом агентстве? Изменились традиции поздравления сотрудников с днем рождения Насколько проста работа редактора? Редактор кажется ненужным посредником




Недавно всплыло

Почему не стоит использовать атрибут id для стилизации элементов 2 Как сделать вынос ссылок в отдельную колонку? 1 4 Насколько правильным будет делать цвет ошибок почти таким же, как цвет кнопок? 2