x
 
Илья
29 декабря 2015
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Что дизайнер интерфейса должен знать о привычках?

Часть вторая


В прошлом совете мы выяснили, что формирование привычки — естественно, и человек не может себе это запретить. «Фашистский» интерфейс, который мешает привычке сформироваться, вызывает раздражение. И это раздражение, а вовсе не задача, занимает голову человека, замедляя работу.

Поскольку хороший дизайн не противостоит человеческой натуре, а наоборот, подстраивается под человека, наша задача — использовать силу привычки для повышения производительности и уменьшения количества ошибок.

Некоторые интерфейсы мешают формированию привычек у пользователя из-за своей изменчивости. Аймесседж и Телеграм постоянно перемещают диалог, в котором была последняя реплика, в начало списка. Это одна из причин, по которой люди регулярно отправляют сообщения не тому, кому хотели. Избранные диалоги в Скайпе намного удобнее, потому что всегда остаются на своих местах:

Телеграм мешает список диалогов
Избранные диалоги в Скайпе прибиты к своим местам

Подтверждающие диалоговые окна бесполезны, потому что не спасают и бесят. Вместо того, чтобы пытаться предотвратить ошибку, нужно дать возможность её исправить. Это — принцип «Анду» в интерфейсе.

⌘Z

Ещё от диалоговых окон помогает принцип бесконечной ценности пользовательских данных.

В отличие от Виндоуса, на Маке файлы удаляются без подтверждения. Если нажать ⌘Z, файл сразу же возвращается на место. На случай, если после удаления пользователь сделал ещё несколько действий и ⌘Z уже не сработает, есть корзина.

Кстати, возможность очистить корзину делает её бесполезной для многих людей. Иконка корзины, набитой мусором, играет на стремлении человека к чистоте и подталкивает к тому, чтобы её очистить. Многие люди делают это после удаления каждого файла, лишая себя возможности исправить ошибку. Намного лучше было бы, если очистить корзину было бы невозможно, а занятое ей место на диске отображалось бы как свободное. Самые старые файлы бы удалялись автоматически, когда системе бы потребовалось больше места.

Чтобы человек смог исправить ошибку, он должен увидеть, что он её допустил. «Гмейл» при удалении письма показывает небольшое уведомление о том, что письмо было удалено, и здесь же предлагает вернуть его:


Обратите внимание, в отличие от фотошоповского «No pixels were selected», это уведомление не нужно закрывать для продолжения работы, поэтому шанс его заметить — намного выше. Было бы ещё лучше повысить информативность, добавив в уведомление названия удалённого письма.

Принцип «Анду» работает даже с действиями, которые технически невозможно отменить. Как разотправить письмо?


Очень просто: отправлять не сразу, а дать человеку немного времени, чтобы передумать. От почты никто не ожидает мгновенности, поэтому здесь это не вызывает проблем. А в случае с мгновенными сообщениями снова всех победил Скайп, который даёт удалить или исправить то, что уже было отправлено.

Классический пример того, как использование привычек повышает эффективность интерфейса — покупка в один клик на Амазоне. При первой покупке Амазон сохраняет данные банковской карты и адрес доставки, и у всех товаров появляется кнопка «Купить в один клик»:

Теперь при нажатии на эту кнопку товар сразу закажется, будет доставлен по тому же адресу, а деньги будут списаны с той же карты. Если у пользователя дрогнет рука, и он случайно закажет то, что не хотел, у него есть около получаса, чтобы отменить заказ.

Ещё один пример избавления от глупого подтверждения — эволюция процесса смены расширения файла на Мака. В старых версия Мак-ОСа с первого раза переименовать файл было невозможно:

Когда появлялось это подтверждающее окно, человек жал на синюю кнопку, говоря про себя «да-да, давай уже!», но потому обнаруживал, что расширение файла не сменилось.

В версии 10.6, «Леопарде» кнопки поставили на свои места:

Но авторы не решились сделать подтверждающую кнопку кнопкой по умолчанию, и нажатие Enter по прежнему приводило к поражению пользователя.

Позже Мак избавился от этого подтверждения. При переименовании сразу выделяется только имя файла:

Если пользователь не поленился пойти за расширением, значит так надо.

Продолжение

О покупке в один клик

Интерфейс и информация — дисциплина Школы дизайнеров. Набор открыт. Чем раньше поступите, тем ниже стоимость и выше шанс на бесплатное место.
 

Поделиться
Отправить

Комментарии

Артём Васюхин
29 декабря 2015

Недавно писал про то, почему корзина — устаревший интерфейс и как его можно улучшить
https://designpub.ru/интерфейсы-корзина-23faa5b9ddaf

Илья Стрельцын
29 декабря 2015

Никак не могу согласиться, что автоматическая чистка корзины при нехватке места лучше. Это же по сути натуральный обман, а обман по определению хуже честности. Не вижу в таком ни одного плюса, а минусы налицо (от тормозов при необходимости быстро освободить сразу много места до чисто психологической потери доверия к системе — мне сказала одно, а втихаря сделала по-своему, причем в итоге и файлов не восстановить, и ждать пришлось дольше).

Возможность чистить корзину по расписанию от слишком старых или слишком тяжёлых файлов может быть полезной опцией, но пользователь должен иметь возможность её отключить или переконфигурировать. В конце концов, и информация, и место на диске — собственность пользователя, и только он сам вправе решать, что в данный конкретный момент для него ценнее.

Вот что можно сделать, так это по умолчанию (при наличии коннекта, само собой) копировать корзину в облако, и давать возможность восстановить её даже после чистки локально.

Антипчук Николай
29 декабря 2015

Одно маленькое уточнение:

Влад Савельев
29 декабря 2015

Илья, видимо Гмейл всё-таки отправляет письма мгновенно. Я сейчас написал самому себе, и письмо пришло сразу (уведомление на айфоне от приложения «Гмейл» появилось на экране в тот же момент, когда я нажал Send на компьютере). Спустя 5 секунд я нажал Undo, и письмо исчезло из входящих. Поскольку я открыл его на айфоне до «анду», я по прежнему мог его читать. Но когда я письмо закрыл, снова найти его я уже не смог ни во входящих, ни в архиве, ни в удалённых.

Может быть, Гмейл так работает только со своими собственными приложениями. Если вы знаете, где описан механизм работу «анду» в Гмейле, было бы классно добавить ссылку в совет.

Антон Иванов
16 июня 2016

Влад Савельев, всё работает именно так, как описано: при включенной функции «задержка отправки» Гмейл отправляет письмо не сразу, а с задержкой в 3-4 секунды. Всё это время на экране видно уведомление, в котором отправку можно отменить. Проверил: на компьютере отправил письмо с адреса Гмейла на другой адрес, тоже Гмейла. Письмо не появляется сразу в ящике получателя. И не появляется совсем, если я отменю отправку.

В справке Гугль пишет то же самое :-)
https://support.google.com/mail/answer/1284885?hl=ru


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.





Недавно всплыло

1 Кто клиент? 1 Правдивость 2 Через квартал позвонил заказчик и спросил, может ли он использовать одну из непринятых концепций 4