x
 
Пётр Ермаков
25 июня 2017
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Здравствуйте, Максим.

Один из заказчиков текста на работе — бывший политпиарщик, в речи которого преобадают канцеляризмы и тяжелые формулировки в стиле выступления партийных лидеров. Это иногда канцеляризмы, зачастую сложные формулировки и ряды существительных. Из-за этого текст, описывающий простой и полезный продукт, становится тяжеловат.

Моя позиция — быть проще для клиента, не пугать его политическим синтаксисом и не бояться говорить русскими словами.

Позиция оппонента — мы «серьезная компания, так нас будут серьезнее воспринимать».

Как убедить заказчика в том, что серьезность не в словах-заклинаниях, а правильно донесенным смысле? Главная проблема в отношении к самому языку, к сожалению.


Пётр, для начала обратите внимание на свои формулировки: «оппонент» и «убедить». Клиент вам не оппонент, вы помогаете ему решить какую-то его задачу. Это не спор двух людей, кто умнее. Это вы помогаете другому человеку не сесть в лужу.

Попробуйте поговорить с клиентом не с позиции переубеждения, а с позиции помощи:

  1. Убедитесь, что вы правильно понимаете замечания клиента
  2. Разберитесь, почему он хочет именно такой текст
  3. Аргументированно выскажите опасения, как такой текст может навредить
  4. Предложите своё решение, исходя из задач клиента
  5. Дайте клиенту возможность вам отказать
  • — Семён Семёныч, расскажите подробнее, каким вы видите этот текст.
  • — Хочу, чтобы тут было написано «оптимальное решение в области систем ЭДО».
  • — А почему именно такие слова?
  • — Ну как… Мы занимаемся автоматизацией электронного документооборота. Какие еще слова нам использовать?
  • — Я опасаюсь, что эти слова не будут понятны нашему читателю, если он простой предприниматель, то есть не в теме ЭДО. Мы проводили опрос среди клиентов, и результаты это подтверждают.
  • — Что предлагаете?
  • — Предлагаю писать «Договоры и счета без бумаг и курьеров».
  • — Это недостаточно солидно. Наши клиенты подумают, что мы фирма-однодневка.
  • — Чтобы такого не было, предлагаю добавить на страницу информацию об истории компании, наших сертификатах и инфраструктуре. Так мы создадим доверие.
  • — Слишком много читать. Оставьте как есть.
  • — Семён Семёныч, я сделаю как скажете. Но должен вас предупредить, что в таком виде формулировка уже сейчас отталкивает от нас треть клиентов, это видно по статистике.
  • — Покажите мне эту статистику.
  • — Вот, смотрите. Отказы увеличились после нового текста.
  • — Да, это плохо. Вернитесь к старому варианту и давайте думать новое.

Если у вас нет статистики:

  • — Семён Семёныч, я сделаю как скажете. Но должен вас предупредить, что с таким текстом мы как две капли похожи на конкурентов.
  • — Например, на кого?
  • — Вот три сайта, на которых почти такая же формулировка. Это может плохо сказаться на нашей выдаче в Яндексе.
  • — Да, нам так не надо. А ваш вариант есть где-то?
  • — Нет, как я предлагаю, еще никто не пишет.
  • — Тогда давайте ваш вариант. Но надо решить проблему с доверием.
  • — Предлагаю решить её вот так…

Это не спор с клиентом, а обмен компетентными мнениями. Если ваши аргументы неубедительные, у вас нет примеров конкурентов или статистики, то можно опираться на опыт. Но опыт есть у всех:

  • — Семён Семёныч, я сделаю как скажете. Но по моему опыту, люди это не поймут.
  • — Сынок, когда ты начал получать опыт, я уже продвигал бизнесменов в губернаторы. По моему опыту, в нашей стране нужно писать только так, ещё и похлеще. Поэтому давай-ка ты свои молодежные формулировки оставишь для молодёжных клиентов. А у нас серьезные люди покупают программы.

Клиент имеет право с вами не согласиться и привести свои аргументы. Это его бизнес, его риск и его ответственность. Ваше дело — компетентно привести аргументы.

Мир бесконечно сложен и разнообразен. Возможно, старорежимный пиарщик знает что-то, чего не знаете вы. Прежде чем спорить, послушайте его внимательно.

Текст и редактура — дисциплина Школы редакторов. Набор открыт. Чем раньше поступите, тем ниже стоимость и выше шанс на бесплатное место.
 

Поделиться
Отправить

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Профессия редактора умирает? Карта компетенций редактора Руководитель корректирует почти все тексты и добавляет канцелярит




Недавно всплыло

Выбранные элементы списка, как не забывать принципы из советов бюро и когда нужен логотип 1 3 Как сделать, чтобы публикация выделялась в ленте: композиция, исправление дефектов, цвет 1 1