x
 
Ярослав Патрикеев
12 января 2009

Во время подбора расстояния между числом и существительным (чье количество обозначает число), я заметил, что при кегле 12 п. расстояние в 3-4 п. создает ощущение межсловного пробела, а пробел в 6 пунктов — ощущение другой колонки. Это навело меня на мысль о таком исследовании: как влияет межсловный пробел на степень близости между двумя словами. Удалось ли хорошо проиллюстрировать исследование? Заранее спасибо.



Ярослав, идею того, что на малых расстояниях изменения в восприятии типографики носят более радикальный характер, вы проиллюстрировали хорошо.

Однако вы не показали, что и как исследовали, как получили именно такую форму графика. Не хватает примеров. Это несколько подрывает доверие к вашей визуализации.

А поскольку ваш график условный и неизмеряемый, половина зрителей не поймет его смысл, т. к. вы недостаточно ярко пояснили вашу метафору «степени близости».


Кажется, пришло время более полно сформулировать теорию близости Артемия Лебедева. Представим себе, что между любыми двумя графическими объектами возникает некая воспринимаемая нашим зрением и сознанием сила взаимодействия. И что, по аналогии с законом гравитации Ньютона, она пропорциональна визуальной «массе» этих объектов и обратно пропорциональна квадрату (?) расстояния между ними.

Fблиз = G
m1m2
R2
                  :-)

Именно эту условную силу и иллюстрирует ваш график в зависимости от расстояния между объектами одинаковой массы (слов одинакового кегля).

Но на видимое взаимодействие влияет не только расстояние, но и визуальная масса объектов.

Например, в данной ситуации очевидна принадлежность спутника:

Земля      Луна                                                           Венера

Однако ниже, несмотря на контраст расстояний, нельзя сказать, что Земля «выиграла» Венеру у Солнца:

Земля                Венера        Солнце

Скорее наоборот, Солнце подчиняет себе обе планеты благодаря собственной «массе».

Именно так и работает текстовая верстка: крупные заголовки притягивают к себе расположенные рядом куски текста, а если два заголовка оказываются слишком близко, происходит галактический взрыв.

Способы увеличить массу: вырастить кегль, набрать полужирным, выделить цветом или плашкой. Способы облегчить «тело»: уменьшить кегль, увеличить интерлиньяж.

Если вернуться к теме вашего исследования, гравитационная метафора поясняет, почему «сила взаимодействия» между числительным и существительным (единицей измерения) в обоих случаях примерно одинаковая:

15 °          15 градусов

Теперь у вас есть ответ на вопрос, что изображает ваш график :-)


Поделиться
Отправить

Комментарии

Игорь Штанг
12 января 2009

Артем, текстовая верстка не всегда работает по описанному вами принципу: заголовок может быть набран курсивом того же кегля, а буквица (относящаяся к первому слову абзаца, а не ко всему абзацу), как правило, значительно «тяжелее» обычного текста.

Любая метафора хромает.

Ярослав Патрикеев
12 января 2009

Артем, это гениально. Я, конечно же, знал о типографических приемах, упомянутых в конце, с практикой все известно.

Но вы подвели под мои попытки найти что-то такое целую теорию! Это великолепно, я на самом деле восхищен и удивлен тем, как знакомая формула из физики работает в типографике.

Действительно, есть над чем задуматься. Все очень хитро связано. Спасибо вам огромное еще раз.

Евгений Арутюнов
13 января 2009

Описанные закономерности гораздо проще прочувствовать, чем описать математически (и понять это описание). У «прочувствования» еще один плюс — оно не столь категорично и более универсально. Ведь в типографике тоже законов нет (не было и не будет :-)

Сергей Долгов
15 января 2009

Я думаю, было бы интересно при верстке пользоваться интерфейсом, который выпихивал бы слишком жирный текстовый блок по законам гравитации)))


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

16 2 Хочу сделать красивый блог с пошаговыми рецептами 7 6




Недавно всплыло

Как научиться не принимать всё так близко к сердцу и не сливать свою энергию при общении с клиентами? 10 4 2 5